Проверенный практикой результат процесса познания. О знании

Познание

Знание в узком смысле - любого рода информация.

Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация.

Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности.

Бэкон « Знание-сила».

Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Гносеология - учение о познании.

Онтология - учение о бытие.

^ Бытие - мир вокруг нас.

Субъект познания - познающий человек

Объект

Субъект и объект могут совпадать.

Познание может быть произвольным (ожог) и организованным.

Виды познания:


  1. 1. чувственное
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Формы чувственного познания:


  1. Ощущение - отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол - холодный)

  2. Восприятие - целостный образ предмета (стол - холодный, гладкий, теплый)

  3. Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами)
Ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт - эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

Сенсуализм - течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк)

^ Особенности чувственного познания:

Отражает только признаки предметов

Пассивное, человек не способен изменить чувства(холодное это холодное)

Нельзя постичь сущности предметов и их свойств


  1. 2. рациональное
Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение

Формы рационального познания:


  1. Понятие - мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул- мебель; классификация)

  2. Суждение - форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. (Муха-насекомое)

  3. Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит она летает).
- индукция - от частного к общему

- дедукция - от общего к частному

-аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах

Ученые, считающие основным источником знаний разум - рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

^ Особенности рационального познания:

Имеет обобщенный характер

Носит абстрактный характер

Активно и целенаправленно

Связано с речью

^ Цель познания - истина.

Ложь - преднамеренное искажение действительности.

Заблуждение

Истина - знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Признаки истины:


  1. объективность- независимость от сознания человека

  2. конкретность

  3. это процесс
Виды истины:

  1. Абсолютная - полное, исчерпывающее знание о предмете (2*2=4)

  2. Относительная - изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением.
Критерий истины- практика.

Формы практики:


  1. материальное производство (ВГО)

  2. социально-преобразующая деятельность (накопленный опыт)

  3. научный эксперимент.
Функции практики:

  1. практика- источник познания

  2. практика – основа познания

  3. практика – цель познания

  4. практика – критерий истины.
Пути познания:

  1. 1. Ненаучный
а) мифологический

Б)жизненный опыт(обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.

В) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения

Г)здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта (если не знаешь - не трогай)

Д) художественно-образный


  1. 2. Научный
Паранаука - околонаучное знание

Особенности научного познания:


  1. стремится к максимальной объективности

  2. стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.

  3. Использует особый научный язык

  4. использует особые методы
Уровни научного познания:

1.эмпирический - в основе описание предметов и явлений (закон Ома)

2.теоретический - в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать (теория относительности Энштейна)

^ Методы научного познания:


  1. наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирические методы.

  2. эксперимент- метод осуществляется в строго определённых условиях.

  3. воображение. Теоретические методы.

  4. выдвижение гипотез

  5. построение теоретических моделей
Направления в развитии научных знаний:

  1. постепенное накопление- НТП

  2. научная революция (Энштейн)

Социальное познание

Социальное познание - познание общества.

Особенности социального познания:


  1. субъект и объект познания совпадают

  2. общество - сложный объект для изучения так как переплетаются интересы многих людей и социальных групп, желания людей часто замаскированы, одни и те же события не похожи друг на друга.

  3. Ограничены возможности наблюдения и эксперимента

  4. субъективность изучающего

  5. многоообразие выводов и оценок по одним и тем же явлениям.
Принципы социального познания:

  1. конкретно-исторический подход - рассмотрение явления в историческом развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Исторические закономерности- наиболее устойчивые, существенные связи (ПП)

  2. руководство научными методами.

  3. Соблюдение дистанции к объекту - объективность

  4. выбор значимого в явлении
Факт - событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях.

Виды социальных фактов:


  1. Действия, поступки людей или социальных групп (поход Олега)

  2. продукты человеческой деятельности
- материальные (пирамиды)

Духовные


  1. словесные действия: мнения, суждения, оценки (Иду на Вы)
^ Чтобы факт стал научным его необходимо правильно интерпретировать.

Интерпритация - толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо.

Подведение под понятие (революция, 1917, Россия, краткий смысл)------ причины, повод, итоги----------сравнение с аналогичными фактами в нашей стране и мире-------оценка.

^ Оценка - одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей.

Оценка факта зависит:

От свойств самого изучаемого объекта

От соотнесения с другим аналогичным или идеалом

От интересов изучающего и тех общностей, к которым он принадлежит.

Самопознание

Самопознание - процесс познания человеком самого себя.

Самосознание - определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.

Этапы самосознания:


  1. чувственное восприятие мира

  2. способность самостоятельно действовать с предметами

  3. формирование самооценки
Самооценка - эмоциональное отношение человека к самому себе.

Самооценка зависит:


  1. от самого человека
- соотношение себя с идеалом; успех: притязания

Отношение к своим успехам и неудачам


  1. от оценки других людей.
Виды самооценки:

  1. адекватная

  2. завышенная

  3. заниженная
Я - концепция - итог размышлений человека о самом себе.

Состоит из Я - образов.

Я - образ - представление человека о самом себе

Я - открытое (я знаю, все знают)

Я - закрытое (я знаю, другие не знают)

Я - слепое (другие знают, я не знаю)

Я - непознанное (никто не знает)

Самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.

Философские воззрения на мир

Способы познания мира :


  1. мифологический
Миф ( греч)- сказание, предание

О героях

О конце света. Эсхатология- учение о конце света.

О происхождении человека и мира

^ Особенности мифологического сознания:

Воспринимали все происходящие явления как реальные, в виде образов

В причинах явлений видели действие целенаправленных сил (Бог, сглаз)

Восприятие времени через периоды жизни человека

Восприятие мира как арены борьбы добрых и злых сил

2. религиозный

3. философский

4. научный

Философия (греч) - любовь к мудрости

Философия - наука о наиболее общих закономерностях природы и общества.

Основной вопрос философии:

1.что первично -бытие или мышление, природа или сознание.

Материалисты - первично бытие

Материя - объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Формы материи:

Вещественная

Полевая(электричество)

Идеалисты - первично сознание

А) объективные - природа- порождение мирового сознания, мирового духа (Платон, Гегель)

Б) субъективные -первичны человеческие ощущения (Беркли)


  1. познаваем ли мир
Когнитивные оптимисты - да

Агностики -нет (Кант)

Релятивизм- признание относительности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.

Скептицизм – учение, которое не отрицает возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

^ Античные философы.

Платон.

Первый труд по обществу « Государство». Идеалист. Сторонник циклического развития (Атлантида). Плохие формы правления тимократия, демократия, олигархия, тирания.

Тимократия - форма правления при котором власть принадлежит честолюбцам.

Идеал - аристократическое государство.

Философы (мудрые)

Воины (храбрые)

Крестьяне и ремесленники(умеренные, производители благ)

Аристотель.

« Платон мне друг, но истина дороже»

Ввёл понятия демократия и гражданин.

Называл правильными формами правления: монархию, аристократию (власть нескольких лучших), демократию

^ Неправильные формы правления : тирания (выгоды одного), олигархия (выгоды состоятельных граждан), охлократия (власть толпы).

Меринтократия - власть, основанная на заслугах.

Идеальное государство справедливого неравенства:

Богатые (плутократия- приобретают состояние противоестественным способом)

- средние слои

Бедные-граждане второй категории

Не отрицал частную собственность и рабство. Сторонник циклического развития.

^ Сократ.

« Я знаю только то, что ничего не знаю». « Познай самого себя».

Цицерон.

Ввел понятие индивид. Сторонник республики.

Эпикур .

Смысл жизни- в получении удовольствия. Причина страданий- страсти, страх. Результат правильной жизни- атараксия- невозмутимый покой души. Последователь- Гассенди.

Средневековые философы.

Теология- средневековая философия, основанная на богословии.

^ Августин Аврелий.

Теория гармонии веры и разума: есть вещи, которые можно познать с помощью разума, а есть с помощью веры. « Без веры нет знания, нет истины». « Верую, чтобы понимать». « О Божьем граде и граде земном».

^ Фома Аквинский.

Схоластик. Схоластика - средневековая философия, основанная на богословии.

Вера не должна противоречить разуму, они разными путями ведут к познанию Бога. Предпочтение отдавал вере.

^ Философы нового времени.

Бэкон.

Представитель рационализма. « Разум не есть вера»

Декарт - представитель рационализма. « Я мыслю, следовательно, я существую».

Оккам - реальность Бога нельзя установить логикой, единственный путь познания -вера.

Гоббс.

Основной труд- « Левиафан». Основатель теории общественного договора: люди от рождения наделены естественными правами на жизнь, свободу, частную собственность. Со временем началась « война всех против всех», люди отдали часть своих прав в обмен на защиту со стороны государства. Сторонник абсолютной монархии.

Локк.

« 2 трактата об управлении государством». Разделил власть на законодательную и исполнительную. Основатель либерализма.

Монтескье.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основоположник детерминизма. Последователь - Ратцель.

Макиавелли.

« Государь». За стабильное государство, где монарх стоит выше морали и права, сам устанавливает законы. Политика не должна основываться на морали, « цель оправдывает средства».

Макиавелизм - политика, основанная на культе насилия и безнравственности.

Вольтер.

Просветитель. Считал, что человек должен стремиться не к загробной жизни, а к достойной жизни в реальном мире. « Раздавите гадину!» (о церкви). За политическое равенство перед законом и правом. Разум - основной критерий прогресса.

Руссо.

« Новая Элоиза», « Эмиль». Пытался объяснить причины появления общественного договора: естественное неравенство ведет к имущественному, имущественное неравенство привело к разделению общества на управляющих и управляемых, выдвинул лозунг « Назад к природе».

Смит.

В основе общества лежит разделение труда, труд- главный источник богатства. 3 условия процветания государства:

Частная собственность

Невмешательство государства в экономику

Свобода для предпринимательства

3 основных класса, которые различал по источникам дохода:

Буржуазия-прибыль

Земельные собственники -рента

Рабочие -зарплата

Основа поступков человека- эгоизм, стремление повысить свое положение.

^ Дидро.

Энциклопедист. Идеальное государство - просвещённая монархия.

Рикардо.

Создатель трудовой теории стоимости. В основе дохода- стоимость товара, источником которой является труд рабочих. Источником прибавочной стоимости является неоплаченный труд наемных рабочих.

Социалисты-утописты.

Идеальное общество, равенство, свободный труд, плановое хозяйство, распределение по труду, общность интересов.

^ Мор . « Утопия»

Кампанелла . « Город солнца».

Фурье . Фаланги.

^ Оуэн . Община в США « Новая гармония».

Кант.

Основатель агностицизма - учения, отрицающего возможность объективного познания мира. « Вещь в себе». Золотое правило.

^ Маркс.

Основатель теории об общественно - экономической формации.

ОЭФ- исторически конкретное общество, взятое на определённой ступени развития с присущим ему способом производства.

Основу ОЭФ составляет способ производства который состоит из производительных сил - люди и средства производства(орудия труда и предмет труда(на что направлен труд)) и производственных отношений - отношения между людьми по поводу собственности. В основе развития общества видел материальное производство. Выделял 5 основных ОЭФ. Производственные отношения- базис ОЭФ, который определяетнадстройку- господствующие идеи и взгляды. Противоречия между п.о и п.с приводят к смене ОЭФ.Классовая борьба - движущая сила истории.

Переход от капитализма к коммунизму с помощью революции, движущей силой которой будет пролетариат. « Манифест коммунистической партии».

Коммунизм - труд как необходимость, нет частной собственности, от каждого по способностям, каждому по потребностям, нет разницы между умственным и физическим трудом, отсутствие эксплуатации.

Эксплуатация- присвоение результатов чужого труда.

« Капитал». Основатель теории прибавочной стоимости - разница между стоимостью товара и стоимостью рабочей силы.

^ Ленин. Создатель теории империализма как высшей ступени капитализма. Учение о социализме . Возможность социалистической революции в одной отдельно взятой стране.

^ Плеханов. Бернштейн.

Основатели ревизионизма- учение провозглашающее необходимость пересмотра доктрины, в частности утверждающее, что с развитием капитализма противоречия между богатыми и бедными ослабнут, так как повысится уровень жизни рабочих.

Гэлбрейт.

Основоположник технократизма. Техника -движущая сила в развитии общества, особая роль у людей обладающих научно-техническими знаниями- технократов. За вмешательство государства в экономику.

^ Сартр. Кьеркегор.Хайдеггер. Камю.

Основоположники экзистенционализма . Человек делает себя сам, нет заданной природы человека, никакая внешняя сила не может на него повлиять. Задача человека -обрести свою внутреннюю сущность. Человек свободен и ответственен за себя.

Ницше.

Жизнь - различные варианты борьбы за власть. Идея сверхчеловека, который не будет ущербным, слабым, посрественным.

Шопенгауэр . « Мир как воля и представление». Наряду с законами природы и общества действует мировая воля.

Милбрас.

Человечество злоупотребляет окружающей средой, необходимо её защищать и беречь для следующих поколений -новая ценность либерализма.

Инглхарт.

Ценности постмодернизма: экономические достижения, падает бюрократический авторитет, падение роли религии, гибкие правила этики, чувство экзистенциальной безопасности.

Сартори.

Селективная полиархия - власть принадлежит меньшинству, но в отличие от олигархии не закрыта и допускает оппозицию. « Пересматривая теорию демократии».

^ Истон, Дойч,Алмонд.

Исследовали политическую систему как систему взаимодействия субъектов политики. Выделили структуру « входа (требования к системе, поддержка) и выхода(решения и действия правительства).

Вернадский.

Учение о ноосфере -поверхности земли преобразуемой человеческим разумом.

Соловьев .

Идея Софии-души мира. Смысл существования человека -через царство природы прийти к царству Божьему. Конечная стадия- богочеловечество. Мусульманский восток- 1 господин и много рабов, запад - всеобщий эгоизм и анархия, славянский мир-примирение 2 миров.

Бердяев .

Основа-свобода и творчество.

Кондратьев.

Теория экономических циклов.

Западники.

Славянофилы.

Богданов.

Новая наука – тектология, предвосхитил кибернетику.

Контрольная работа по теме: «Научное познание» 10 класса. Вариант 1. Часть А.

1.Проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека называется:

2 . Полное, исчерпывающее знание называется:

Б. Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания.

4. Основной метод философского познания является:

а) научное исследование; б) религия; в) искусство; г) теоретическое мышление.

5. Первым трудом по обществознанию считается философский диалог «Государство», автором которого является: а) Гомер; б) Платон; в) Аристотель; г) Геродот.

6.Верны ли суждения о познании:

А. Это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Б. Ложные знания являются издержками процесса познания.

а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

7. Рациональное познание, в отличие от чувственного:

а) дает истинные знания о предмете; б) опирается на ощущения;

в) расширяет представления о мире; г) использует логические умозаключения.

8. Вставь слово, пропущенное в схеме «Формы рационального познания»:

а) понятия; б) _____________; в) умозаключения.

9. Верны ли суждения об истине:

А. Существуют вечные, неизменные истины

Б. Основным критерием истинности является практика

а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

10. Верны ли суждения о неорганической модернизации:

А. Такая модернизация начинается не с культуры, а с экономики (ведущих отраслей) и в меньшей степени - с политики.

а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

11. Термин «четвертый мир» характеризует группу стран:

а) Западной Европы, Северной Америки, Японии;

б) Латинской Америки и Африки; в) Бразилия, Болгария, Польша и др.

12.Какая наука является лишней в перечне наук, изучающих строение общества?

а) история; б) экономика; в) социология; г) антропология.

Часть В 1. Установите соответствие:

А) научное

2. для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная

Б) обыденное

3. общество – это сложная динамичная система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны

В) художественное

4. одной из функций семьи является социализация подрастающих поколений

Все они, за исключением одного, связаны с понятием «методы научного познания». Наблюдение, классификация, абстрагирование, гипотеза, дедукция.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

3. Установите соответствие видов знания и их характеристик.

ВИДЫ ЗНАНИЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А. повседневный опыт

Б. теоретические знания

В . народная мудрость

Г. искусство

1. обобщенный практический опыт многих поколений, своеобразный свод рецептов поведения в форме поговорок, суждений, пословиц, загадок

2. законы, принципы, понятия, теоретические схемы, аксиомы, логические следствия, образующие систему

3. побочный продукт практической деятельности или ученичества у мастера, наставника, умельца

4. отражение действительности в художественных образах

Ответ:

А

Б

В

Г

4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: __________________________

Часть С

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина» (определение)?

Составьте 2 предложения:

  • одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине;

    одно предложение, раскрывающее взаимосвязь

    абсолютной и относительной истины.

    Контрольная работа по теме: «Научное познание». 10 класса. Вариант 2. Часть А.

    1.Отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире называется:

    а) истина; б) сознание; в) мнение; г) познание.

    2 . Полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть, называется:

    а) относительной истиной; б) абсолютной истиной; в) объективной истиной; г) теорией.

    3. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

    А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.

    Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.

    а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

    4.Высшей формой теоретического познания является:

    А) философия; б) религия; в) искусство; г) обществознание.

    5. Первым трактатом по экономике считается «Исследование о природе и причинах богатства народов», автором которого является:

    а) Джон Локк; б) Адам Смит; в) Аристотель; г) Платон.

    6. Верны ли суждения о познании:

    А.Цель познания - приобретение любых знаний об окружающем мире

    Б.Ложные знания являются издержками процесса познания

    а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

    7. В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит:

    а) непосредственное восприятие предмета; б) систематизация информации;

    в) классификация полученных данных; г) формирование понятий.

    8.Вставь слово, пропущенное в схеме «Формы чувственного познания»:

    а) ощущение; б) _____________________; в) представление

    9. Верны ли суждения о дедукции:

    А. Дедуктивный метод является основным методом построения и обоснования научных теорий.

    Б.Это логический переход от частного к общему, результат которого имеет вероятностный характер.

    а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

    10. Верны ли суждения об органической модернизации:

    А. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания.

    Б. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции.

    а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

    11. Термин «третий мир» характеризует группу стран:

    а) Западной Европы, Северной Америки, Японии; б) Латинской Америки и Африки;

    в) Бразилия, Болгария,Польша и др.

    12.Какая наука является лишней в перечне наук, изучающих проблемы человека?

    а) философская антропология; б) экономика; в) социология; г) социальная психология.

    Часть В 1.Установите соответствие:

    Метод научного познания

    Уровень научного познания

    А) эксперимент

    1.Теоретический

    Б) математическое моделирование

    В) наблюдение

    2.Эмпирический

    Г) анализ

    2.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «научное познание». Закономерность, примета, объективность, синтез, исследование.

    Найдите и зачеркните термин, «выпадающий» из общего ряда.

    3. Установите соответствие между формами познания и их сущностью.

    СУЩНОСТЬ ФОРМ ПОЗНАНИЯ

    ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

    А. мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов.

    Б. образ объекта познания, запечатленный в памяти.

    В. мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе.

    Г. чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

    1. представление

    2. понятие

    3. суждение

    4. восприятие

    Ответ:

    А

    Б

    В

    Г

    4. Вставьте слово, пропущенное в схеме.

    Ответ: ________________________

    Часть С.

    1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание» (определение) ?

    Составьте 2 предложения, которые содержат информацию о познании.

    Ключи по теме «Научное познание» 10 класс

    Ответы к тесту: часть А Вариант 1.

    Часть В

    1. 1-в; 2-б; 3-а; 4-а.

    2. гипотеза

    3. 3214

    4.абсолютность

    Часть С

    1. Истина - достоверное знание, соответствующее предмету познания.
    1)
    Абсолютная истина - раз и навсегда установленное знание, соответствующее предмету познания.
    2) С течением времени относительная истина может стать абсолютной с помощью теорий, доказательств.

    Истина - это содержание знания, которое правильно откроет действительность. Различаются абсолют нулю и отрицательную истину. Все знания, которыми обладает человечество можно отнести к относительной истине.

    Ответы к тесту: часть А Вариант 2

    1-г

    2-б

    3-а

    4-а

    5-б

    6-в

    7-а

    8-восприятие

    9-а

    10-в

    11-в

    12-б

    Часть В

    1. 1- б, г 2- а,в

    2. примета

    3. 2134

    4. понятие

    Часть С.

    Познание - это процесс приобретения новых знаний.
    1)
    Познание бывает научное, социальное и самопознание.
    2) Научное
    познание подразделяется на эмпирический и теоретический уровни
    1) Ученые выделяют следующие
    виды познания :
    - Научное
    - Чувственное
    - Ненаучное
    2) Достичь познания можно несколькими способами:
    Рациональным познанием
    - оно основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.
    Чувственным познанием
    - оно опирается на образы, возникшие в сознании человека,5 основных чувств - зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Познание и знание

Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение) – учение о сущности, закономерностях и формах познания.

Познание – 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.

Знание – 1) проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека; 2) (в широком смысле) любого рода информация; 3) (в узком смысле) подтверждённая научными средствами информация.

Истинное знание - знание, соответствующее предмету познания, не зависящее от особенностей познающего субъекта.

Субъект и объект познания

Процесс познания предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).

Субъект познания (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – 1) носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

Объект познания (от лат. objectum – предмет) – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.

Под объектом познания подразумевают часть внешнего мира или все реальные фрагменты бытия, противостоящие субъекту и специально подвергающиеся исследованию. Так, к примеру, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.

Субъект – активно действующее в познании творческое начало. Объект – то, что противостоит субъекту и на что направлена его познавательная деятельность.

Формы (источники, ступени) познания

Существуют две формы (источника, ступени) познания: чувственное и рациональное.

Что общего у чувственного познания и рационального познания?

1) Они формируют знание о предмете.

2) Их цель - получение истинного знания.

В чём различие двух форм (ступеней) познания?

I. Чувственное, опытное познание.

Формы чувственного познания: 1) ощущение, 2) восприятие, 3) представление.

1) Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

В классификациях ощущений используются разные основания. Выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения.

2) Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

3) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств.

Степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.

II. Рациональное, логическое познание (мышление).

Формы рационального познания: 1) понятие, 2) суждение, 3) умозаключение.

1) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках.

Объём понятия – класс объектов, выделяемых из совокупности объектов и обобщаемых в понятии.

Например, под объемом понятия «товар» подразумевается множество всех изделий, предлагаемых рынку как сейчас, так и в прошлом или в будущем.

Закон обратного отношения между содержанием и объёмом: чем шире объём понятия, тем беднее оно содержанием, т.е. конкретными отличительными признаками.

2) Суждение – форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.

Пример: зубы млекопитающих имеют корни.

3) Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием.

Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение.

Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом.

Виды умозаключений:

1) дедуктивные, 2) индуктивные, 3) традуктивные (по аналогии).

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.

Общей формой дедукции является силлогизм, посылки которого образует указанное общее положение, а выводы – соответствующее частное суждение.

Пример №1:

1-я посылка: зубы млекопитающих имеют корни;

2-я посылка: собака – млекопитающее;

Заключение (вывод): зубы собаки имеют корни.

Пример №2

1-я посылка: все металлы проводят электрический ток;

2-я посылка: медь - металл;

Заключение (вывод): медь проводит электрический ток.

Индукция (лат. inductio – наведение) – способ рассуждения от частных положений к общим выводам.

Традукция (лат. traductio – перемещение) – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности.

Традуктивным умозаключением является аналогия.

Типы традукции: 1) заключение от единичного к единичному, 2) заключение от частного к частному, 3) заключение от общего к общему.

Интуиция

Интуиция - (на средневековой латыни intuitio, от intueor – пристально смотрю) – постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания.

Интуиция – 1) способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; 2) проницательность; 3) непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; 4) сверхбыстрый мыслительный процесс.

Рационализм (от лат. rationalis разумный, ratio разум) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Эмпиризм

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Эмпиризм сформировался в 17 – 18 вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм).

Сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Сенсуализм – ранняя форма эмпиризма.

Представляющие её философы отрицают существование врожденного знания и вообще скептически настроены по отношению к возможности получения достоверного знания на основе одного только разума.

Интуиция как источник знания

Интутивизм – течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания.

Были случаи, когда сформулированные результаты «озарений» просуществовали века, прежде чем они получили должное признание, были логически обоснованы и нашли практическое применение. К ним, в частности, относятся предсказание Леонардо да Винчи возможности изготовления летательных аппаратов тяжелее воздуха, формулировка (правда, не совсем ясная) Роджером Бэконом закона постоянства состава и закона паев (кратных отношений) в химии, предвидение Фрэнсисом Бэконом возможности создания судов для подводного плавания и возможности поддержания жизнедеятельности организма при удалении жизненно важных органов.

Виды интуиции: 1) чувственная, 2) интеллектуальная, 3) мистическая.

Объективная, абсолютная и относительная истина

Истина – соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Истина – это свойство высказываний, суждений или верований.

Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент званий, который не может быть опровергнут в будущем.

Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми.

Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины.

Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.

Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину.

Ложь – утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно – и этим отличающееся от заблуждения.

Познаваем ли мир?

Агностицизм (греч. а отрицание, gnosis знание) – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Роль науки агностицизм ограничивает лишь познанием явлений.

В чём причина относительности человеческих знаний?

1) Мир бесконечно изменчив.

2) Познавательные возможности человека ограничены.

3) Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента.

4) Особенности познавательной деятельности человека.

Истинному познанию мешают различные объективные и субъективные факторы:

1) сама природа человека (ограниченность его ума и несовершенство органов чувств

2) индивидуальные особенности человека, его происхождение, воспитание, образование и т.д.

3) Идолы рынка порождены общественными отношениями и связанными с ними условностями: языком, понятиями обыденного и научного мышления;

Критерии истины

Что является критерием (мерилом) истины?

Критерий – (от греч. kriterion – средство для суждения) – 1) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; 2) мерило оценки.

Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.

  • истина – полезность или работоспособность идеи;
  • критерием истины является практика = материальное производство + научный эксперимент.

Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) – материальная, целеполагающая деятельность людей.

Функции практики в процессе познания:

1) исходный пункт, источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки);

2) основа познания (именно благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира);

3) практика является движущей силой развития общества;

4) практика – цель познания (человек познаёт мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности);

5) практика – критерий истинности познания.

Основные виды практики: 1) научный эксперимент, 2) производство материальных благ и 3) социально-преобразующая деятельность масс.

Структура практики: 1) потребность, 2) цель, 3) мотив, 4) целесообразная деятельность, 5) предмет, 6) средства и 7) результат.

Практика 1) не охватывает весь реальный мир, к тому же 2) практическое подтверждение какой – либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не означит, что данная теория не является истиной. 3) Такой критерий истины относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Идея взаимодополняемости критериев истины: ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Уровни научного познания

1. Эмпирический уровень

Эмпирическое познание основано на чувственном опыте. Основная форма получаемого знания - факт. Главная задача: описание предметов и явлений.

Методы эмпирического познания:

а) наблюдение;

б) описание;

в) измерение;

г) сравнение;

д) эксперимент.

2. Теоретический уровень - формулирование принципов, законов, создание теорий, в которых заключена сущность познаваемых явлений. Теоретическое познание основано на научной теории.

Методы теоретического уровня познания:

а) идеализация - метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками;

б) формализация;

в) математизация;

г) обобщение

Формы ненаучного познания

Формы ненаучного познания:

2) жизненный опыт;

3) народная мудрость;

4) здравый смысл;

5) религия;

Еще до возникновения науки в процессе своей повседневной прак­тической деятельности люди получали необходимые им знания о свойствах и особенностях предметов и явлений. Знание – это про­веренный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Главной функцией знания явля­ется обобщение разрозненных представлений о законах природы, общества и мышления.

Знание может быть относительным и абсолютным.

Относительное знание является отражением действительности с некоторой неполнотой совпадения образца с объектом.

Абсолютное знание – это полное, исчерпывающее воспроизве­дение обобщенных представлений об объекте, которые обеспечивают абсолютное совпадение образца с объектом.

Движение человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием. Его основу составляет отражение объективной действи­тельности в сознании человека в процессе его практической (произ­водственной, общественной и научной) деятельности. Следовательно, познавательная деятельность человека вызвана практикой и направ­лена на практическое овладение действительностью. Этот процесс бесконечен, поскольку диалектика познания выражается в проти­воречии между безграничной сложностью объективной действитель­ности и ограниченностью наших знаний.

Основной целью познания является достижение истинных зна­ний, которые реализуются в виде теоретических положений и вы­водов, законов и учений, подтвержденных практикой и существую­щих объективно, независимо от нас.

Различают два вида познания: чувственное (обыденное) и науч­ное (рациональное). Чувственное познание является следствием непосредственной связи человека с окружающей средой. Познание мира человеком и взаимодействие с ним осуществляется благодаря функционированию органов зрения, слуха, осязания, вкуса. Чув­ственное познание выступает в 3 формах, являющихся ступенями познания: ощущение, восприятие, представление (воображение).

Ощущение – это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений объективного мира, которые воспринимаются его орга­нами чувств. Ощущения являются источником всех знаний, но они дают знание отдельных свойств предметов, а человек имеет дело не только с отдельными свойствами, но и с предметом в целом, с сово­купностью свойств.

Противоречие между ощущением и деятельностью разрешается появлением более высокой формы чувственного познания – вос­приятием.

Восприятие – это отражение мозгом человека свойств предме­тов или явлений в целом, воспринимаемых его органами чувств в какой-то отрезок времени, и дает первичный чувственный образ предмета или явления. Восприятие есть отражение, копия, образ совокупности свойств, а не отдельного из них. В мозгу человека отражается предмет. Восприятие дает знание предметов, вещей, а не свойств. Но восприятие также ограничено. Оно дает знание только тогда, когда воспринимаемый объект имеется в наличии, существует сейчас. Но деятельность человека нуждается в знании и о тех пред­метах, которые воспринимались в прошлом или могут быть воспри­нятыми (повториться) в будущем.

Высшей формой чувственного познания является представление. Представление – это вторичный образ предмета или явления, ко­торые в данный момент времени не действуют на органы чувств человека, но обязательно действовали ранее. Это есть воспроизведе­ние в мозгу человека путем соединения их в целостную систему. Представление может воспроизвести прошлое, образы тех предме­тов, которые когда-то действовали на органы чувств – как бы по­ставить его вновь перед нами. Представление способно дать знание будущего (например, представление о чем-то на основании того, что мы читали, слышали и т.д.).

Таким образом, с помощью чувственного познания мы приобре­таем необходимые знания о свойствах и особенностях вещей и яв­лений, с которыми сталкиваемся в своей повседневной практичес­кой деятельности.

Научное (рациональное) познание – это опосредованное и обоб­щенное отражение в мозгу человека существенных свойств, при­чинных отношений и закономерных связей между объектами и яв­лениями. Научное познание не отделено непреодолимой гранью от чувственного (обыденного), поскольку представляет собой его даль­нейшее усовершенствование и развитие. Оно дополняет и опережает чувственное познание, способствует осознанию сущности происхо­дящих процессов, вскрывает закономерности их развития.

Научное познание – это сознательно осуществляемая познава­тельная деятельность, в основе которой лежит опосредованное и обобщенное отражение свойств и отношений предметов и явлений в их противоречии и развитии. Это есть целенаправленный процесс.

Научное познание связано с чувственным (обыденным) отноше­нием преемственности, что означает:

    оно имеет общую цель – дать объективное верное знание о действительности;

    научное познание возникает на основе здравого смысла чув­ственного познания, т.е. и чувственное и научное познание опираются на принцип реализма.

Научное познание подвергает рациональной критике исходные позиции чувственного познания, используя для этого специфичес­кие и теоретические методы исследований и тем самым достигает прогресса в понимании и объяснении изучаемых явлений.

Научное познание отличается от чувственного (обыденного) сис­темностью и последовательностью как в процессе поиска новых зна­ний, так и упорядочения всего найденного, наличного знания. Оно характеризуется последовательностью, которое выражается в его логическом построении, исключении противоречий между отдель­ными его элементами. Поэтому научному познанию присущи специ­фические методы построения, систематизации и обоснования знания.

Научное познание обладает рядом характеристик:

    направленность на производство знания;

    четкое выделение предмета познания, которое сопряжено с фрагментацией исследуемой реальности, выделением ее раз­личных структурных уровней;

    использование специализированного инструментария;

    регламентация определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципами, идеалами и нормами, стилем научного мышления);

    наличие специализированного языка, который постоянно адаптируется к специфике познавательных действий.

В научном познании различают два уровня:

    эмпирический;

    теоретический.

На эмпирическом уровне производится сбор фактов (зафиксиро­ванные события, явления свойства, отношения), получение статис­тических данных на основе наблюдений, измерения, эксперимента и их классификация.

Теоретический уровень познания характеризуется сопоставлением, построением, и развитием научных гипотез и теорий, формулиро­ванием законов и выведением из них логических следствий для применения теоретических знаний на практике.

В словаре Русского языка С. И. Ожегова термин "знание" расшифровывается как "постижение действительности сознанием". Большая Советская Энциклопедия расшифровывает этот термин как "проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека".

Совершенно очевидно стремление современной науки к абсолютной истине. Вопрос лишь в том, достижима ли эта цель. Результат познания действительности, согласно БСЭ, следует проверить практикой, отражением действительности того же рода, что и проверяемое знание. Отражение познания действительности в сознании, которое проверено тем же сознанием посредством отражения действительности, составляющей существо практики, не может претендовать на абсолютную достоверность. В данном случае истина может быть только относительной. Степень достоверности определяется как наличием систематической погрешности в отражении действительности сознанием, так и характеристиками действительности, составляющей существо практики.

Физика Ньютона вполне соответствовала практике, поэтому теория Относительности Эйнштейна была воспринята вначале как игра воображения. Но это не помешало ей оставаться знанием, которое позднее позволило решить ряд проблем и найти свое подтверждение практикой. Фридман в 1922 г., используя уравнения теории Относительности, предсказал нестационарность Вселенной, а в 1929 г. Хаббл обнаружил красное смещение в спектрах излучения звездных систем, что послужило основанием для вывода о расширении Вселенной. Была создана теория образования Вселенной из сверхплотного вещества в результате реликтового взрыва. "Горячая" модель Вселенной проверена многими наблюдениями. Но все это не гарантирует ее достоверность. Результаты наблюдений можно объяснить, если принять модель Вселенной в виде сферической волны согласно Единой Теории Поля (ЕТП-1990,91,92,93). К тому же обнаружены ряд явлений, которые теорией "горячей" Вселенной не объясняются. Тем не менее, наука не спешит расстаться с моделью "горячей" Вселенной.

Из этих примеров видно, что истинность знания всегда относительна. В формулировке БСЭ знание существовать не может.

В расшифровке С. И. Ожегова "знание" предстает как многовариантная структура, формируемая сознанием человека, которая базируется на всех видах восприятия действительности. Характеристика знания соответствует качеству восприятия, является его производной. В процессе познания предмета сознание фиксирует восприятия органов чувств и иные, сверхчувственные восприятия. Информация, полученная от других лиц, также фиксируется сознанием посредством органов чувств в виде мысленных образов. В процессе познания существенным является умозаключение, установление связи между родственными объектами познания, и мысленное конструирование обобщенного образа объекта познания. В результате процесса познания возникает истинное или ложное знание, но никогда не возникает абсолютное Знание .

Абсолютное Знание может возникнуть только на базе бесконечно большого числа информационных восприятий по каждому объекту познания. Абсолютным Знанием может обладать невоплощенный Разум, если его возраст равен бесконечности . Только в этом случае он получит информацию от бесконечно удаленной точки пространства.

Ложное знание, не выдержавшее проверки практикой, может быть отвергнуто только в том случае, когда установлены достоверно причины, породившие ложное знание. Такими причинами могут быть неадекватное отражение действительности сознанием вследствие искажения чувственной информации или ошибочное умозаключение, в основе которого лежит установление связей между объектами познания разного рода. В противном случае знание не может быть признано ложным.

Человек, имеющий дар сверхчувственного восприятия, видит ауру людей. Его знание не может быть проверено практикой людей, не обладающих такими способностями. Тем не менее, это знание остается истинным, хотя и в определенной мере индивидуальным.

Знание, не выдержавшее проверки практикой, ложность которого не установлена достоверно, следует перевести в разряд неактуального знания. При возникновении условий актуализации такое знание будет переведено в разряд истинных и включено в логические цепи формирования новых знаний.

Развитие Земной цивилизации по своей сути является процессом познания, фиксации и передачи знаний от человека к человеку, от поколения к поколению, от одной общественной формации к другой, от цивилизации одного периода к цивилизации другого периода. Центральным вопросом, на который пытается найти ответ каждый человек, - это вопрос о смысле жизни. Почему рождается человек, в чем состоит сущность его "Я", что представляет собой сознание человека, как связаны между собою духовное и материальное в организме человека, что представляет собой Вселенная и какая роль отведена человеку в ней, что происходит с духовным "Я" после смерти, что должен делать человек, чтобы избавиться от страданий в жизни и найти вечное блаженство после смерти, как нужно поступать видя страдания других людей? История сохранила немало документов религиозно-философского содержания, свидетельствующих о достижениях в этой области знания.

Сложность актуализации знаний о душе и теле заключается в том, что они относятся к взаимодействию материального мира разных измерений и не могут быть проверены средствами чувственного восприятия организма человека даже с использованием известных инструментальных методов. Сверхчувственное восприятие, которым наделен каждый человек, может фиксировать взаимодействие вещества разных измерений. Но эти способности подавлены техногенным образом жизни людей и низким уровнем развития духовного начала, составляющего "Я" человека. Развитие способностей сверхчувственного восприятия может привести к актуализации знаний, которые имеют свои корни в глубокой древности.

Сверхчувственное восприятие лежит в основе многих религиозно-философских систем. Составной частью некоторых из них является Йога, наука о взаимодействии духовного и материального, о взаимодействии Разума разных измерений, существующего в человеке. Наблюдения и эксперименты, проводившиеся многочисленными сторонниками этого направления философской мысли на протяжении тысячелетий, позволили создать ряд стройных систем духовного и физического совершенствования человека. Не имея в своей основе научной базы, которая позволила бы создать научную теорию Йоги, она, тем не менее, дает точные умозрительные объяснения, которые опираются только на наблюдения, включающие сверхчувственное восприятие. По существу можно говорить об эмпирической теории Йоги. Есть основания предполагать, что многие ключевые сведения, составляющие собственно теорию Йоги, были получены сверхчувственными методами посредством ее практики. И Высший Разум Системы воплощения играл здесь главную роль.

История Йоги неразрывно связана с историей Земной цивилизации в ее высшем проявлении. Наиболее древняя высокоразвитая цивилизация, сведения о которой дошли до нашего времени, существовала в районе Индийского океана на континенте, именуемом Лемурией. Причины гибели (30-50 тыс. лет назад) цивилизации, находившейся в своем расцвете, неизвестны. Не исключено, что этой причиной был гравитационный удар. Хатха-йога, направленная на совершенствование физического тела человека и способностей управления им, по некоторым источникам, имеет корни именно в этой цивилизации.

Другая древняя цивилизация Атлантиды, также погибшая по неизвестной причине около 12 тыс. лет назад, дала начало Лайя-йоге, направленной на совершенствование управления волей человека.

До нас дошли сведения о древних священных текстах, "Ведах", которые являются основой философии Индуизма, возникшей в Индии, и книге "И цзин" (Книге перемен), которая является основой философии Даосизма, возникшей в Китае. Написание обоих текстов датируется 3-м тысячелетием до нашей эры. Общие корни с Ведами имеет и "Влесова Книга", давшая начало религиозной философии славян.

Философские системы Индуизма и Даосизма развивались параллельно в наиболее близких в географическом плане народностях. Их родственность видна уже из того, что они оперируют множеством схожих понятий. Ряд этих понятий можно определенно идентифицировать с понятиями ЕТП. В Индуизме существует понятие Брахман - безличное духовное начало, из которого возник весь реальный мир. В Даосизме этому понятию соответствует Дао - вечное, бесформенное, недоступное органам чувств, дающее начало и форму всему во Вселенной. Согласно ЕТП - это Вакуум. Понятие Атман в Индуизме ассоциируется с мировой душой и неразрывно связано с понятием Брахман. Согласно ЕТП - это сферическая волна Вакуума нейтрино Вселенной. Мировая душа Вселенной - Параатма, а душа человека, имеющая ту же природу, что и мировая душа - Дживатма. Очевидно, что эти понятия соответствуют понятиям ЕТП - нейтрино измерения L Вс и L b .

Философскую концепцию Даосизма "Дао-дэ-ци" при выполнении принципа "у-вэй" можно расшифровать как накопление жизненной энергии "ци" при сохранении ненарушенным "у-вэй" природного качества "дэ" следовать установленному Дао вселенскому ходу развития. Согласно ЕТП эту философскую мысль можно сформулировать так: развивать Разум L 10 (ци) организма, не допуская деятельности (у-вэй), которая может привести к сходу со сформированных ранее во Вселенной (Дао) следов будущего, в результате чего известное будущее существование (дэ) станет неизвестным.

Чрезвычайно интересна философия Буддизма, не имеющая корней в древности. Буддизм возник в Индии в 6-м веке до н.э. Основатель Буддизма - реальная личность Сиддхартха Гаутама, названный Буддой. Центральное место в философии Буддизма занимает понятие "Нирвана", которое распространяется как на область пространства во Вселенной, где душа после смерти будет существовать в состоянии полного покоя и блаженства, так и на состояние полного покоя и блаженства, достигаемое человеком в результате практики восьмеричного пути, восьми ступеней на пути достижения нирваны. Понятие "Нирвана" соответствует понятию "Интеллектуальная сфера".

Смысл существования человека и способ достижения цели сформулированы в Джигханикае (Собрании больших поучений): "Итак, сосредоточенной мыслью - чистой, ясной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, - он направляет и обращает мысль к сотворению тела, состоящего из разума. Из этого (своего тела) он творит другое тело, имеющее форму, состоящее из разума, наделенное всеми большими частями, не знающее ущерба в жизненных способностях".

Вряд ли этот информационный блок можно считать гениальной догадкой. Не имея опоры на базовую теорию, он точно отражает главную цель существования Разума человека в воплощенном состоянии. Согласно ЕТП нейтрино РЧ, воплощенное в ДНК b , в процессе мышления генерирует вещество и Разум измерения L 10 , который формирует тело человека из вещества измерения L 00 и существует в нем на фоне вещества измерения L 20 . Из этого Разума РЧ создает путем отбора свою Интеллектуальную сферу, свою нирвану. Джигханикае дает дополнительную информацию о том, что Интеллектуальная сфера состоит из организованных структурных сообществ нейтрино L 10 , которые соответствуют основным частям тела человека. Иными словами, Разум тела имеет свое представительство, родственный по частотным характеристикам Разум в Интеллектуальной сфере.

По представлениям буддистов души людей после смерти накапливаются в Раю (Земля в измерении L 01) и только оттуда переносятся в Нирвану Вселенной.

Представители Буддизма считали, что информация может приходить к практикующему сосредоточение и медитацию мгновенно, в виде озарения. Так же мгновенно знания могут быть переданы от Учителя к ученику. По-видимому, такой способ передачи информации является основным при общении РЧ в невоплощенном состоянии. При его осуществлении происходит обмен нейтрино Разума Интеллектуальных сфер, которые имеют соответствующую информацию. В воплощенном состоянии такой обмен затруднен ввиду высокой плотности потоков Разума измерений Интеллектуальной сферы, но при определенном настрое возможен.

Большой объем специальных знаний, содержащийся в философии Буддизма, дает основание полагать, что Будда является представителем Высшего Разума, который выполнял миссионерскую функцию. Аналогичную функцию выполнял Иисус Христос, проповеди которого стали основой Христианства. При создании Исламской религии Высший Разум использовал РЧ Мохаммеда, рядовое воплощенное нейтрино и сверхчувственные каналы для передачи информации, содержащейся в Коране. Подобным же образом было показано и продиктовано Иоанну Богослову Откровение, информационный блок о Вселенной и будущем Земли и Солнечной системы.

Несмотря на большое разнообразие религиозных и философских учений, направлений и сект, все они ставят главной целью совершенствование души, а в основу методов достижения закладывают универсальные принципы поведения, которые отражены в 10-и заповедях Иисуса Христа, произнесенных им в Нагорной проповеди, содержащихся в пяти заповедях (у-цзе) даосов, восьми условиях (ступенях) буддистов. Проблеме организации оптимального образа жизни людей посвящены такие древние реликвии, как индуистский эпос Махабхараты, мусульманский Коран, христианская Библия.

Отправление религиозных обрядов, молитвенные настрои снижают чувственное восприятие и создают условия осознания обособленности собственного "Я" от тела. В этом состоянии возрастает способность сверхчувственного восприятия в виде образов, инициируемых Разумом Системы воплощения через посредство Сущностей. Отшлифованная на протяжении многих тысячелетий практика Йоги позволяет более полно использовать возможности управления своим организмом, достичь общения с Разумом Системы воплощения. В пределе Йога позволяет достичь состояния, именуемого "Облако дхармы", соответствующего буддистской "нирване", когда состояние воплощенного РЧ его волей и практикой Йоги приведено к состоянию невоплощенного РЧ, пребывающего в покое и блаженстве.

Классическая Йога базируется на "Йога-сутрах" Патанджали, конспективной записи наставлений по теории и практике Йоги. Датировка написания "Йога-сутр" относится ко 2-му веку до н.э. в связи с отождествлением автора с грамматистом Патанджали, жившем в этот период. Источник "Йога-сутр" неизвестен. Была ли это конспективная запись наставлений Учителя или Патанджали спешил записать собственную сверхчувственную информацию, установить невозможно. И в том и в другом случае информация будет облечена в образы и понятия того времени. Но анализ содержания этой информации позволяет сделать вывод, что она могла быть получена только от Высшего Разума Системы воплощения.

Конспективная запись Йога-сутр затрудняет понимание их смысла. В 4-м веке н.э. Вьясой был написан комментарий к "Йога-сутрам" Патанджали - "Вьяса-бхашья", который позволяет воспринять их глубинный смысл в образах и понятиях автора комментария. По этой причине принято считать базовой философией Йога-сутр Индуизм, а базовым текстом - Упанишады (наставление Учителя), которые имеют корни в священных текстах "Веды". Дальнейшее развитие теории Йоги происходило также на этих философских традициях. Существенное влияние на формирование практики Йоги оказала мудрость древних, нашедшая литературное воплощение в эпосах Индуизма Махабхараты и Бхагават-Гита.

Аналитическое исследование "Йога-сутр" Патанджали позволило выявить большое число понятий, которые отсутствуют в научной литературе, но имеют аналоги в ЕТП. Ниже приведено сопоставление понятий классической Йоги и ЕТП.

Акаша- Особая субстанция, которая сопрягается с материальными телами, пронизывая их.

Вакуум.

Буддхи- Онтологическая предпосылка осознавания, переносчик информационного блока, имеющий "озаряющую сущность".

Гравитационная волна РЧ, модулированная образом познания, причина дискретных состояний памяти РЧ.

Гуна- Трехмодальная операционная причина сознания, определяющая также его качественную характеристику.

Система виртуального Разума измерения L 10 , имеющая идеологию развития, существующая в космосе сознания человека.

Дао- Всеобщий закон динамики реального мира.

Маятниковые смещения волновых неоднородностей Вакуума в процессе их взаимодействия в гравитационных волнах Вселенной, процесс мышления Разума Вселенной.

Дхарма- Качественно определенное состояние сознания.

Образ, существующий в космосе сознания в виде неоднородностей распределения виртуального Разума.

Дхьяна- Созерцание, сфокусированность однородных состояний сознания на одном месте.

Деятельность РЧ, при которой из памяти извлекаются только однородные состояния.

Ишвара- Тот, в ком реализован высший предел могущества, которому нет равных, Высший Учитель.

Бог Вселенной, нейтрино измерения L Вс.

Кальпа- Мировой период, день Брахмы.

Период гравитационного цикла.

Карма- Причинно-следственная связь событий, формирующая будущее.

Движение частиц по своим следам в гравитационных волнах Вакуума, что предопределяет будущие события.

Прадхана- Видимое состояние сознания, его качество, определяемое соотношением подчиненности гун в данной ситуации.

Приоритетная идеология системы Разума разных измерений от L 10-7 до L 10-1 , действующего в области сознания.

Пуруша (атман)- Чистая энергия сознания, подобная Ишваре, которая отражает содержание буддхи.

Нейтрино Разума человека (РЧ), воплощенное в ДНК b .

Раджас- Модальность сознания, характеризующая его деятельность, стимулируется Пурушей и отражает его активность.

Разум, действующий в области сознания, носитель идеологии РЧ, как правило, имеет промежуточное измерение, выше L 10-7 , но ниже L 10-3 . Разум этого измерения имеет прочные связи с подсистемой С - Системы воплощения.

Тамас- Модальность сознания, характеризующая его инерционность, стремление к неизменности, подавляет функцию деятельности и познания.

Разум, действующий в области сознания, который представляет интересы организма, имеет, как правило, измерение от L 10-3 до L 10-1 . Разум этого измерения является основным носителем идеологии подсистемы С - Системы воплощения

Саттва- Модальность сознания, характеризующая его ясность, обладает свойством быть объектом для другого, является причиной буддхи, стимулирует функцию познания.

Разум, действующий в области сознания, носитель идеологии подсистемы С + Системы воплощения, имеет измерение L 10-7 . Образы сознания, содержащие этот Разум, создаются Сущностью, находящейся под контролем Высшего Разума, с целью быть воспринятыми РЧ и служат для исполнения ее функции ведущего.

Санскары- Формирующие факторы, содержательные причины качественно определенных состояний сознания.

Полевые образы на большом или на малом экране сопряжения, являющиеся причиной определенного устройства космоса, в котором разворачивается деятельность сознания,определяющие форму структурных частей сознания.

Чакра- Телесный локус.

Разум измерения L 10 , организованный в региональную управляющую телесную структуру.

Манас- Интеллект.

Свойство Интеллектуальной сферы РЧ воспроизводить образ мысли.

Классическая Йога оперирует понятиями, содержащими качественную характеристику. При таком определении понятия возникает неоднозначность формулировок. Проявление тех или иных качеств зависит от ситуации. Поэтому каждое понятие обрастает целым комплексом качеств, затрудняющих представление и восприятие их образов. Комментарий Вьясы не устраняет эту трудность. "Вьяса-бхашья" несет отпечаток субъективного восприятия, которое базируется на образах философских систем того времени. Анализ "Йога-сутр" и "Вьяса-бхашья" превращается в очень сложную задачу, решение которой требует не только разъяснить содержание "Йога-сутр", но и разъяснить содержание "Вьяса-бхашья". При этом необходимо выявить и установить причины возникновения содержащегося в них ложного знания. Поэтому ограничим нашу задачу только разъяснением знания, содержащегося в "Йога-сутрах", перевод которых с санскрита выполнен Е. П. Островской и В. И. Рудым (см.: Классическая Йога. М.: Наука, 1992). Из перевода исключены некоторые смысловые дополнения авторского текста, заключенные в квадратные скобки, искажающие его смысл или не имеющие принципиального значения. В то же время следует отметить, что "Вьяса-бхашья" содержит истинное знание и помогает раскрыть содержание "Йога-сутр".

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: