Дважды герой советского союза недбайло анатолий константинович. В гвардейской семье

От Доктрины Монро к плану Маршалла: почему Европа становилась все более зависимой от США 5 июня 1947 года госсекретарь США Джордж Кэтлетт Маршалл выступил в Гарвардском университете с речью, в которой изложил план помощи европейским странам. США выделили большие деньги на восстановление Европы, а целью ставили устранение торговых барьеров, поставки в Европу своих товаров и продуктов, вытеснение коммунистов из властных структур. Госдепартамент США считает эту инициативу одной из самых успешных во внешней политике. Владимир Свержин – о том, как и почему США пришли к плану Маршалла. В истории кинематографа есть жанр, чрезвычайно популярный в 1960-1970 гг. Именовался он «спагетти-вестерн». Лихие ковбои мчатся по бескрайним прериям, стреляют без промаха, спасают красавиц, несут закон и карают негодяев-отморозков. Они всегда в меньшинстве и всегда побеждают. Они раздвигают границы цивилизованного мира и сметают с пути прогресса зловредных бандитов и коварных негодяев. А чтобы на общих планах зрители не путали главного героя с главным злодеем и его бандой, первый носит белую шляпу, его враги - черные. Конечно, зрители следили за подвигами обладателя белой шляпы. Три пункта Монро Если вспомнить историю Соединенных Штатов Америки и посмотреть на карту, легко увидеть, что в день объявления независимости новая держава занимала сравнительно небольшую территорию по побережью Атлантического океана. Разрастание страны вглубь материка занимало практически весь XIX век. Именно тогда отважные «раздвигатели границ» создали живой миф покорения Дикого Запада и благодаря этому стали кумирами миллионов. Но в один прекрасный день нести универсальное добро стало некуда. Надо отметить, что в данном случае «универсальное добро» и впрямь не было пустым звуком. На тот момент Соединенные Штаты создавались как страна с наиболее совершенным политическим устройством. Она изначально была плодом совместного творчества блестящих мыслителей и организаторов своего времени, и законы, которые легли в основу конституции, были настоящим шедевром свободолюбивой мысли эпохи Просвещения. Конечно, всякое дело, связанное с волей множества людей, заранее обречено на глобальные проблемы, но вектор развития общества был дан. И вдруг земли, куда следовало нести факел свободы, равенства и братства, закончились. Но вопрос «что делать, когда Америка достигнет естественных границ» давно стоял, и ответ на него был дан. Еще в 1823 году пятый президент страны Джеймс Монро в обращении к Конгрессу поделился своими взглядами на политику страны в современном ему мире. Доктрина Монро содержала три пункта, два из которых провозглашались открыто, еще один был «для служебного пользования». Во-первых, президент США утверждал: В качестве принципа, с которым связаны права и интересы Соединенных Штатов, мы провозглашаем, что американские континенты ввиду свободного и независимого положения, которого они добились и которое они сохранили, не должны впредь рассматриваться в качестве объекта для будущей колонизации. Как можно увидеть, ничего плохого обладатели белых шляп не хотели. Напротив, они выступили гарантом того, что ни один монарх Европы не посягнет на свободу и независимость стран обеих Америк. В противном случае это будет рассматриваться как «недружественный» шаг по отношению к США, по сути, повод к войне. Второй пункт тоже был логичен и прям: В войнах европейских держав, в вопросах, касающихся их самих, мы никогда не принимали участия, и это согласуется с нашей политикой… Мы не вмешивались и не будем вмешиваться в дела существующих колоний или зависимых территорий любого европейского государства. Но что касается правительств, которые провозгласили свою независимость и сумели ее сохранить и независимость которых мы признали при зрелом размышлении и согласно с принципами справедливости, то мы не можем рассматривать вмешательство в их дела со стороны какой-либо европейской державы с целью их подчинения или контроля любым другим способом их иначе как проявление недружелюбного отношения к Соединенным Штатам. И снова защита слабых и обездоленных на территории обеих Америк и, если отрешиться от дипломатических словесных кружев, - «не лезьте в наше полушарие, а мы не полезем в ваше». Третий принцип - принцип «неперехода» - утверждал право бороться против перехода территорий обеих Америк под власть иных государств. Можно спросить, на чем основывается столь расширенное понимание собственных прав? Но ответ прост: самое прогрессивное общество в мире с самым продвинутым общественным строем имеет неотъемлемое право иметь право, как захочет. В течение XIX века доктрина Монро худо-бедно удовлетворяла американское руководство. Хотя чем дальше, тем меньше. Интересы бизнеса постоянно диктовали поправки и дополнения к ней. От Мексики (откуда в вестернах приходило большинство черных шляп) эта доктрина позволила откусить около 55% территории, ввести в Панаму войска, свергнуть власть в Никарагуа, посадить марионетку на Кубе… Но, когда речь зашла о Гаити и колониальных владениях Испании, выяснилось, что американский континент тесноват для серьезных деловых людей (именно в ту пору у США появились Гаити, Коста-Рика и Гуам). 14 пунктов Вильсона Ситуация получилась не слишком красивая, с объявленной некогда доктриной реалии уже не увязывались. Но пока юристы и политики думали, как объяснять действия государства, политическая неурядица получила разрешение, вполне достойное белой шляпы героев Дикого Запада. Первая мировая война разрушила прежнее мировое устройство. Российская, Османская, Австро-Венгерская и Германская империи развалились на глазах, Британская устояла, но была в глубоком нокдауне. Вот тут и появился новый судьбоносный документ, начисто аннулировавший доктрину Монро, - так называемые «14 пунктов», программа мирного урегулирования американского президента Вильсона. Взвалив на себя роль всемирного миротворца, Вильсон фактически оформил новую европейскую реальность так, как считал это правильным и справедливым. Поскольку США вступили в Первую мировую уже на самом излете, они представляли собой единственную реальную военную силу, к тому же практически все воюющие страны были связаны с промышленностью и банками США, основательно поднявшихся на заокеанской бойне. Противопоставить что-либо мирной инициативе Вильсона никто не мог, да уже и не хотел. Война истощила всех, кроме Соединенных Штатов. И потому Вудро Вильсон мог диктовать Европе «единственно возможную программу всеобщего мира»: Основное: - Открытые мирные договоры, никаких тайных международных соглашений; - Абсолютная свобода судоходства; - Устранение, насколько это возможно, всех экономических барьеров и установление равенства условий для торговли всех наций, стоящих за мир…; - Справедливые гарантии того, что национальные вооружения будут сокращены до минимума, гарантирующего безопасность; - Свободное, чистосердечное и абсолютно беспристрастное разрешение всех колониальных споров…; - Освобождение всех русских территорий… обеспечение ей радушного приема в сообществе свободных наций при том образе правления, который она сама для себя изберет…; Бельгия, - весь мир согласится, - должна быть эвакуирована и восстановлена, без попытки ограничить суверенитет…; -Вся французская территория должна быть освобождена и оккупированные части возвращены…; -Исправление границ Италии должно быть произведено на основе ясно различимых национальных границ; -Народы Австро-Венгрии, место которых в Лиге Наций мы хотим видеть огражденным и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития; Румыния, Сербия и Черногория должны быть эвакуированы. Занятые территории должны быть возвращены. Сербии должен быть предоставлен свободный и надежный доступ к морю; -Турецкие части Оттоманской империи, в современном ее составе, должны получить обеспеченный и прочный суверенитет; -Должно быть создано независимое Польское государство; -Должно быть образовано общее объединение наций на основе особых статутов в целях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости как больших, так и малых государств; Теперь уже никого не смущало открытое, хотя и миротворческое, вмешательство США в дела Европы. Роли поменялись. Если прежде Америка еще воспринималась европейцами как далекое место, куда едут в поисках лучшей доли, теперь она показывала себя как мировой регулятор. Мнение президента США - архитектора послевоенного мира - должно было толковаться как наиболее правильное из возможных. При видимой честности и справедливости меморандума Вильсона в нем имелся ряд очевидных «НО», которые самому президенту Соединенных Штатов казались вполне естественными. Так, скажем, и «абсолютная свобода судоходства», и устранение «всех экономических барьеров», и «установление равенства для торговли» звучали очень красиво, но только у США на тот момент был серьезный торговый флот, и активно действующая промышленность, и экономика, получившая максимум выгоды от шедшей за океаном войны. Однако получившаяся благодаря меморандуму Вильсона европейская конструкция все же оказалась неустойчивой. Сформированная по настоянию Вильсона Лига Наций так и не обрела реальной силы. Европейские державы, по мере выхода из экономического пике, начинали приобретать и отстаивать собственные интересы, зачастую не совпадавшие с интересами США. А тут еще раскочегаренное в годы войны производство лишилось привычного объема заказов. И грянул кризис, оставшийся в истории Америки как Великая депрессия. Миллионы человек без работы, экономика дышала на ладан, годы Первой мировой вспоминались с ностальгией. Между тем ситуация в Европе вновь становилась все более и более взрывоопасной. Роль Соединенных Штатов в готовящейся военной буре - тема отдельного разбирательства. В первую очередь потому, что американский бизнес, остро заинтересованный в рынках сбыта и фактически выстроивший в межвоенный период экономику Германии, далеко не всегда отражал политические интересы США. Получалось, что Соединенные Штаты поддерживали обе стороны. Забывать или уменьшать значение помощи Америки по ленд-лизу в годы уже Второй мировой войны некорректно, но справедливости ради стоит напомнить и о топливе для немецких подводных лодок, поставляемом компанией Standard Oil, и о золоте Голландии, переданном фашистам… Но все же в годы Второй мировой войны США и СССР выступали на одной стороне, и встреча на Эльбе в очередной раз ясно показала, что славные парни с одной и с другой стороны легко находят общий язык между собой. План Маршалла Но конец войны снова породил реальность, которую обеим сторонам чрезвычайно хотелось трансформировать по своему усмотрению. План нового мироустройства придумал госсекретарь США, еще совсем недавно генерал армии Джордж Маршалл. В апреле 1947 года, вернувшись из Москвы, он во всеуслышание объявил, что Центральная и Западная Европа остро нуждаются в экономической помощи США. Но благотворительностью такой жест доброй воли и не пах. Для активных действий у Америки было как минимум два веских довода: усиление коммунистов и левых партий, а также галопирующая инфляция национальных европейских валют. Западная Европа в США уже 30 лет считалась полуколонией, и мысль о том, что там может возобладать советская идеология, была для американского истеблишмента несносной. А нестойкость валют создавала предпосылку для введения для взаиморасчетов общей денежной единицы - американского доллара. В рамках плана Маршалла в течение 4-х лет Европе предоставлялось 12,317 млрд долларов в виде безвозмездной помощи, дешевых кредитов и долгосрочного лизинга. Наибольшие финансовые вливания достались пяти государствам: Англия получила 2,8 млрд, Франция - 2,5 млрд, Италия - 1,3 млрд, ФРГ - 1,3 млрд и Нидерланды - 1 млрд долларов. Но, конечно же, каждый доллар имел политическое значение. Фактически государственные администрации крупнейших стран Европы превратились в местные управляющие компании. Новый мир строился как мир американский. И, с точки зрения Вашингтона, это был наилучший выбор Европы, суливший ей сытое и спокойное будущее. Но в этот момент жизненные интересы Западного мира лоб в лоб столкнулись с интересами Советского Союза. И тут у Сталина имелась собственная ослепительно белая шляпа - борьба за светлое будущее всего прогрессивного человечества, за свободу пролетариата. Война снова стала возможной. Владимир Свержин

Родился 28 Января 1923 года в городе Изюм Харьковской области, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу. С 1941 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны. С Марта 1943 года Младший лейтенант А. К. Недбайло в действующей армии. Сражался на Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах. Был пилотом, командиром звена, эскадрильи, полка. Участвовал в боях на реке Миус и Днепр, в штурмовке и бомбардировке вражеских войск около Орши, Толочина, в Минском "котле", в Прибалтике, Восточной Пруссии.

К Октябрю 1944 года командир эскадрильи 75-го Гвардейского штурмового авиационного полка (1-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Гвардии капитан А. К. Недбайло совершил 130 боевых вылетов, нанёс противнику большие потери в живой силе и технике.

19 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В последующих боях, к Апрелю 1945 года, совершил ещё 89 успешных боевых вылетов.

После войны был на преподавательской и руководящей работе в военно - учебных заведениях ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1983 года Генерал - майор авиации А. К. Недбайло - в запасе. Автор книг - "Под крыльями родная земля" и "В Гвардейской семье".

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-й степени; медалями. Бронзовый бюст установлен на родине Героя.

* * *

В грозном 1941 году 18-летний комсомолец Анатолий Недбайло стал курсантом Ворошиловградской военно - авиационной школы пилотов. Учёба шла по сокращённой программе военного времени, но курсантам хотелось, чтобы её ещё сжали, чтобы скорее попасть на фронт. Рвался в небо, в бой и самый молодой в своей учебной группе курсант Анатолий Недбайло.

Наконец пришёл день окончания школы, а затем и долгожданный день первого боевого вылета. Это было в Июне 1943 года. Наши войска громили тогда немецкие войска на Северском Донце и реке Миус. Лётчик 3-й эскадрильи 75-го Гвардейского штурмового авиационного полка Анатолий Недбайло поднял в небо свой самолёт, чтобы выполнить первое боевое задание.

Группа бронированных Ил-2, или как иначе их называли "летающих танков", среди которых находился и самолёт Младшего лейтенанта Недбайло, взяла курс на цель. Им предстояло нанести удар по сосредоточению войск противника в районе железнодорожной станции Софинобродска. Когда наши самолёты выполнили боевую задачу и возвращались на свой аэродром, появилась большая группа фашистских истребителей. Завязалась ожесточённая схватка. Боевое крещение у Недбайло оказалось очень трудным, его самолёт был повреждён. Осколок пробил маслорадиатор, и мотор штурмовика загорелся. Только большая сила воли, собранность помогли Недбайло дотянуть до линии фронта и посадить горящую машину на своём аэродроме.

На разборе первого боевого вылета Младшего лейтенанта Недбайло командир полка майор Ляховский указал па его тактическую ошибку, но одновременно отметил отличные боевые и волевые качества молодого лётчика, объявил ему благодарность.

Познав горечь поражения, он приобрёл нечто такое, без чего не может быть настоящего воздушного бойца: выдержку и настойчивость в достижении цели. И на той же реке Миус он впервые проявил качества опытного боевого лётчика.

Перед штурмовиками была поставлена задача: возвести дымовую завесу на участке, где предполагалось форсировать реку. Выполнение её возлагалось на звено Ил-2, летевших без истребительного прикрытия. Сложность задания была очевидна: пилотам предстояло промчаться возле самых позиций противника на высоте 20 - 30 метров под огнём всех видов оружия.

Группу вёл опытный пилот Э. Бикбулатов. Его план был таков: скрытно выйти в заданный район, за 15 км от цели перейти на бреющий полёт, над вражеским берегом "горкой" набрать высоту до 200 метров и начать работу по установке дымовой завесы... Задание было выполнено блестяще. Все лётчики группы, в том числе и Анатолий Недбайло, были награждены орденами Красной Звезды. Это была первая боевая награда молодого лётчика.

15 Августа 1943 года Недбайло впервые вылетел на штурмовку вражеского аэродрома в районе Кутейниково. Здесь противник сосредоточил около 80 самолётов. 18 наших "Илов" нанесли удар по этому аэродрому. Анатолий действовал в 3-й шестёрке замыкающим. Прорвавшись к вражескому аэродрому, штурмовики один за другим пикировали и метким огнём поливали самолёты противника.

При отходе от цели, группа была атакована истребителями противника. Воздушный стрелок А. Малюк мужественно отбивал их атаки. Несмотря на то что штурмовик Недбайло получил серьёзные повреждения, пилот сумел довести его до своего аэродрома.

Анатолий Недбайло внимательно присматривался к действиям уже опытных лётчиков. Охотно действовал вместе с ними в воздушных боях против вражеских бомбардировщиков, летал в разведку, топил вражеские корабли в Чёрном море.

Молодой лётчик быстро освоился и стал нещадно громить врага на земле и... в небе! Однажды Недбайло вылетел на боевое задание в составе группы, ведомой опытным командиром С. Прутковым. Выполнив задание, ведущий заметил неприятельские бомбардировщики Ju-88, летевшие в направлении наших войск. Прутков решил атаковать врага. В этом необычном для штурмовиков бою наши лётчики сбили 6 немецких машин. А на следующий день Недбайло уже лично сбил в воздушном бою бомбардировщик Ju-87, а его стрелок - ещё один.

В каждом боевом вылете Недбайло старался выбрать из многочисленных и разнообразных приёмов ведения боя такой, который поставил бы противника в трудное положение и обеспечил победу нашим лётчикам.

Особенно многому научился Недбайло в боях на реке Молочной и за освобождение Крыма.

Оборонительный рубеж на реке Молочной немцы называли "восточными воротами Крыма". Осенью 1943 года здесь разгорелись ожесточённые бои. Тогда Лейтенант А. Недбайло уже был старшим летчиком, действовал ведущим звена штурмовиков. Приходилось отвечать не только за себя, но и за ведомых. На реке Молочной один из боевых полетов на штурмовку танковой колонны врага чуть не закончился для лётчика трагически.

Увлекшись атакой, Недбайло не заметил, как машину прошила огненная трасса. Самолёт начал терять скорость и высоту. В кабине стало тяжело дышать. До земли оставалось 100 метров. "Придётся садиться у немцев, - подумал Недбайло. - Неужели плен? Нет. Лучше смерть!"

С большим трудом посадил он самолёт. К счастью, вокруг никого не было. Осмотрев мотор, лётчик обнаружил пробоину от бронебойного снаряда. Осколком была выведена из строя труба, по которой подавалась вода из радиатора в левый блок мотора. Было ясно - нужен ремонт. Недбайло решил наложить бандаж на повреждённую трубу. Стрелку Антону Малюку он приказал установить на земле пулемёт и быть готовым к приходу нежданных гостей.

"Гости" не заставили себя долго ждать. К месту вынужденной посадки мчался мотоцикл с 3 фашистами. Малюк дал длинную очередь из крупнокалиберного пулемёта. Враги остались лежать за сотню метров от подбитого штурмовика. Бандаж к тому времени наложили, и можно было взлететь, но в радиаторе не оказалось воды. Выручили ребята из близлежащей деревни. Они притащили 4 ведра воды. Штурмовик взлетел, взяв курс к своему переднему краю. Но до аэродрома машина из-за неисправности не дотянула. Пришлось посадить её в поле, недалеко от своего переднего края. Лётчик и стрелок спаслись, а самолёт погиб. Разорвавшаяся вражеская мина подожгла его. "Нас выручил, - вспоминает А. К. Недбайло, - а сам погиб как герой".

Сохранившиеся архивные документы военных лет рассказывают о боевых вылетах Недбайло в районе Херсона. Вот один из этих эпизодов.

Группа штурмовиков вылетела, чтобы нанести удар по самолётам противника на аэродроме вблизи Херсона. Ведущим в группе был Анатолий Недбайло. Фашисты прикрывали аэродром сильным зенитным огнём, и лётчик решил нанести удар внезапно. Отказавшись от обычной лобовой атаки, идя на бреющем полёте над морем, штурмовики вышли на цель. Потом, резко набрав высоту, самолёты появились в тылу у противника. Перестроившись из боевого порядка "клин" в боевой порядок "змейка" и маневрируя среди зенитных разрывов, штурмовики обрушили весь свой огонь на вражеские самолёты. Советские лётчики заходили на цель 8 раз. Много машин недосчитались враги после этого налёта. Наши лётчики вернулись на аэродром в полном составе.

Во время одного из боевых вылетов группа, которую вёл Недбайло, атаковала и потопила вражеский корабль в северной бухте Севастополя.

В Мае 1944 года Анатолий, которому в Январе исполнился 21 год, уже командовал эскадрильей в родном 75-м Гвардейском штурмовом авиаполку. Его эскадрилья была одной из лучших в 1-й Воздушной армии: 6 пилотов стали к концу войны Героями Советского Союза.

Большую помощь оказала эскадрилья Недбайло наземным войскам 3-го Белорусского фронта в разгроме группировки противника в районе Минска. На земле Белоруссии нашли свою могилу от огня советских штурмовиков тысячи врагов, были уничтожены десятки танков, автомашин, железнодорожных эшелонов, орудий и другой военной техники.

Значительный урон нанесла противнику эскадрилья Недбайло летом 1944 года на реке Свислочь. Взятые в плен в этом районе фашисты рассказывали, что наибольшие потери наносили им советские штурмовики, которых они прозвали "чёрная смерть".

Однажды под Волковысском в направлении КП фронта прорвались 23 вражеских танка. Шесть экипажей из эскадрильи Недбайло на закате были подняты по тревоге. Вёл их сам комэск. Несколько заходов сделали штурмовики на цель. 12 танков были уничтожены, 5 повреждены, остальные повернули назад. На аэродром пришлось возвращаться уже затемно. Опыта ночной посадки у пилотов не было, поэтому им приказали покинуть самолёты на парашютах.

Но как можно бросить исправные штурмовики? Недбайло решил рискнуть и попросил обозначить место посадки кострами. Первым с трудом зашёл и сел! Затем, управляя группой по радио, посадил и остальные самолёты. За успешное выполнение боевой задачи и благополучную ночную посадку группы Гвардии капитан А. К. Недбайло был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Много времени уделял Недбайло поиску новых тактических приёмов ведения воздушного боя. И эти раздумья принесли свои плоды. В одном из боевых вылетов, когда Анатолий был ведущим, ему после атаки удалось перестроить свою группу так быстро, что противник, не успев опомниться, вместо "круга" увидел "пеленг", уходящий на свою территорию. Попробовали было немецкие пилоты обрушиться на штурмовиков, но потеряли один самолёт и отказались от преследования.

Наши войска наступали по литовской земле. Продвигались быстро и, чтобы не было задержек, штурмовикам приходилось делать по несколько вылетов в день. Они громили артиллерийские батареи, подавляли сильно укреплённые узлы сопротивления, штурмовали вражескую пехоту. Были дни, когда в воздухе не появлялось ни одного вражеского истребителя, и тогда "Илы" чувствовали себя хозяевами положения. Но так было не всегда.

Однажды Недбайло вёл группу из 6 "Ильюшиных", которых сопровождали 4 истребителя. Задача была обычная: уничтожить артиллерийские позиции врага в 2-х километрах западнее Вилковишки. Однако уже в воздухе пришло распоряжение с земли: указанную ранее цель не штурмовать, а выйти на юго - восточную окраину города и ударить по вражеским танкам. Анатолий быстро нашёл новую цель и уже собирался отдать команду о начале атаки, как вдруг в наушниках шлемофона ясно прозвучали слова о грозящей им опасности, переданные с наземного пункта наведения:

Вас атакуют 12 истребителей. Будьте внимательней!

Недбайло внимательно оглядел воздушное пространство. Действительно, со стороны солнца прямо на них мчалась группа FW-190. Вражеские истребители росли на глазах. Анатолий знал, что воздушные стрелки уже изготовились к отражению атаки и, как только позволит дистанция, откроют огонь.

Однако замысел противника был иной. Прежде всего они обрушились на истребителей, на четвёрку "Яков", летевших несколько выше штурмовиков. "Фоккеры" попытались оторвать группу прикрытия от "Илов" и сковать её боем. Частично это им удалось. Недбайло увидел, как 2 пары FW-190 связали боем "Яков". Остальные "Фоккеры" стремительно приближались к шестёрке Ил-2. Прошла секунда, другая. И вдруг, словно по команде, открыли огонь воздушные стрелки всех 6 самолётов. Огонь был настолько сильным, что вражеские истребители тотчас отвалили в сторону.

Первая атака была отражена. Но что теперь предпримет противник, чтобы, используя своё численное преимущество, не допустить штурмовиков к цели?

Противник пошёл на новую хитрость. Четвёрка продолжала сковывать боем наших истребителей. Вторая четвёрка ушла в сторону солнца, видимо, желая выбрать новый удачный момент для атаки. Третья четвёрка FW-190 разбилась на пары и заняла исходную позицию для атаки сверху и снизу оборонительного круга штурмовиков. В тот же миг обе эти пары, заметив разрыв между самолётом Недбайло и замыкающим круг "Илом", набросились на последний.

Но не скованная боем пара "Яков" решительно пошла в атаку на двух нижних FW-190. И тут же ведущий немецкий самолёт вспыхнул, так и не успев открыть огонь по штурмовикам.

В тот же самый миг произошли удивительные события. Наблюдающие за боем с земли увидели, как почти одновременно были сражены 3 вражеских самолёта. Кто же сбил ещё 2 ?

Ведущего верхней пары поджёг Недбайло. Он выпустил по нему сразу 4 реактивных снаряда. Разгадав хитрость врагов, он специально создал разрыв между самолётами, летящими по кругу, и, когда верхняя вражеская пара стала приближаться к штурмовику, летящему впереди, Анатолий направил свой самолёт на ведущего и выпустил снаряды. Почти одновременно стрелок - радист его самолёта открыл огонь по ведомому нижней пары.


Все 3 вражеских самолёта рухнули на землю. Вторая атака врага захлебнулась в огне наших истребителей и штурмовиков. Потеряв 3 машины, противник больше в бой не вступал. "Фоккеры" оставили штурмовиков в покое и скрылись вдали, за линией фронта.

Но штурмовики ещё не выполнили поставленной перед ними боевой задачи. Настало самое подходящее время это сделать. Недбайло отдал команду к атаке и первым перешёл в пикирование на вражеские танки. Снова заработали пушки, и на голову врага посыпались противотанковые бомбы.

Когда все боеприпасы, предназначенные для наземных целей, были израсходованы, с запада появилась группа немецких истребителей Ме-109. Недбайло немедленно подал команду приготовиться к бою. И как только он стал имитировать новую атаку, его ведомые все вдруг развернулись и чётко перестроились в новый боевой порядок. Это был один из весьма эффективных боевых приёмов, разработанный Анатолием Недбайло. Немецкие лётчики сочли за лучшее не вступать в бой со штурмовиками и удалились.

Так закончился этот трудный боевой вылет. А сколько их всего на счету лётчика - штурмовика Анатолия Константиновича Недбайло! И в каждом проявились выдержка и настойчивость, лётное мастерство и высокие командирские качества.

К концу 1944 года на боевом счету Анатолия Недбайло было 130 боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку опорных пунктов, огневых позиций, скоплений войск и техники врага. Командованием полка и дивизии он был представлен к высшей степени отличия.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Апреля 1945 года отважному летчику присвоено высокое звание Героя Советского Союза. На его груди рядом с 6 боевыми наградами засияли орден Ленина и медаль "Золотая Звезда".

На заключительном этапе войны Недбайло совершил ещё 89 успешных боевых вылетов. Он участвовал н разгроме немецких войск и районе города Кёнигсберга. Здесь лётчик вывел из строя 63 вражеских танка, 100 автомашин, 5 паровозов, 60 вагонов, более 70 артиллерийских орудий противника и другой военной техники.

Однажды Недбайло решил подвести итог своей боевой работы за один год войны. Оказалось, что с 1943 по 1944 год он 100 раз вылетал на боевые задания, выпустил по врагу 800 реактивных снарядов, около 40 000 пушечных снарядов, 150 000 пуль из ШКАСов, сбросил на неприятельские позиции более 50 000 кг бомб. В результате Недбайло уничтожил 5 вражеских самолётов в воздухе и 17 на земле, сжёг 30 автомашин, 16 танков и самоходок, разбил десяток железнодорожных вагонов. При заходах на цель его штурмовик подавил 11 зенитных установок и 6 артиллерийских батарей. Более 300 солдат и офицеров врага было уничтожено огнём его красноносого Ил-2.

219 успешных боевых вылетов совершил за годы войны отважный лётчик. Воевал в небе Крыма, Белоруссии, Литвы. Был ранен, горел. Но через все испытания прошёл и выжил.

Родина высоко оценила отвагу и мужество пилота. За новые ратные подвиги, совершённые в последние дни войны, Гвардии старший лейтенант Анатолий Константинович Недбайло Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 29 Июня 1945 года был удостоен второй "Золотой Звезды". Ему было тогда 22 года.

В послевоенные годы Гвардии полковник А. К. Недбайло окончил Военно - Воздушную Краснознамённую академию и ещё многие годы продолжал службу в ВВС страны, передавыя свой богатый боевой опыт поколению молодых авиаторов. Оба сына отважного лётчика пошли дорогой родителей - они тоже военные авиаторы.

* * *

Оборонительный воздушный бой штурмовиков.

Выполняя боевое задание группой штурмовиков в составе 6 Ил-2 под прикрытием 4 Як-9 в районе местечка Вилкавишки (Литва, 1944 год), мы были атакованы истребителями противника. Подходя к линии фронта, в 45 км я свою группу из "клина" шестёрки перестроил в боевой порядок правый "пеленг" и связался со станцией наведения для получения разрешения работать по заданной цели (уничтожить артиллерийские позиции в 2 км западнее Вилкавишки). Станция наведения перенацелила мою группу на юго - восточную окраину Вилкавишки, где противник сосредоточил большое количество танков для атаки наших позиций.

Определив линию фронта на местности и отыскав заданную станцией наведения цель, я перестроил свою группу в боевой порядок "круг". Неожиданно станция наведения передает: "Вас атакуют прикрывающие противника 12 истребителей FW-190, будьте внимательны".

Я дублирую по радио своим ведомым и передаю истребителям прикрытия: "Веду оборонительный бой в боевом порядке "круг".

Истребители противника набросились на истребителей прикрытия, пытаясь оторвать их от штурмовиков и сковать боем. Это им наполовину удалось. Две пары FW-190 завязали бой с парой Як-9, а 8 FW-190 пыталась рассеять мою группу. Но видя, что группа шла компактно и подойти для атаки очень трудно, противник пошёл на хитрость, которая заключалась в следующем: пока пара Як-9 была скована четвёркой FW-190, две пары пошли на риск, то есть, уловив момент разрыва в "кругу", атаковали моего последнего ведомого парой сверху и парой снизу, пользуясь временным разрывом между моим ведомым и мною.

Как только истребители противника заняли исходное положение для захода в атаку, ведущий моего прикрытия их заметил и решил атаковать нижнюю пару. В результате атаки был сбит ведущий пары истребителей противника, а его ведомый - сбит моим стрелком. За несколько секунд перед этим мною был сбит серией из 4-х "PС-130" ведущий верхней пары истребителей противника.

Ещё перед вылетом, на земле, мы договорились с истребителями прикрытия: при атаке истребителей противника группе штурмовиков ходить в одном направлении "круга", а истребителям прикрытия - в обратном направлении, что мы и делали.

FW-190, видя безуспешность своих атак, ушли в направлении своей территории. Когда к моей группе подошла вторая пара моего прикрытия, я решил выполнить задание станции нанедения. Выполнив его, я в воздухе получил благодарность и начал собирать группу. В момент сбора группы появилась вторая группа истребителей в количестве 14 Ме-109. применяя свой метод сбора группы, я произвёл его быстро. Истребители противника прошли стороной и не пытались атаковать нас. Я со своей группой под прикрытием 4 Як-9 возвратился на свой аэродром без потерь.

Таким образом, в результате воздушного боя было сбито 3 истребителя противника.

(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.)

Анатолий Константинович Недбайло родился в семье рабочего. По национальности украинец. Член КПСС с 1944 года. В Советской Армии с 1941 года. Начал службу курсантом Луганской военно-авиационной школы пилотов, которую окончил в 1943 году.

После Великой Отечественной войны успешно окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. Ныне генерал-майор авиации А. К. Недбайло продолжает службу в Советской Армии.

Это случилось на реке Миус. Анатолий Недбайло, тогда еще молодой летчик, выполнял одно из первых боевых заданий. В воздушной схватке летчика постигла неудача: его самолет был подбит. Все же Недбайло перетянул линию фронта и сумел посадить израненную машину на своем аэродроме.

Познав горечь поражения, он приобрел нечто такое, без чего не может быть настоящего воздушного бойца: выдержку и настойчивость в достижении цели. И на той же реке Миус Анатолий впервые проявил качества опытного боевого летчика.

Перед штурмовиками была поставлена задача: возвести дымовую завесу на участке, где предполагалось форсировать реку. Выполнение ее возлагалось на звено штурмовиков без прикрытия истребителей. Сложность задания очевидна: летчикам нужно промчаться возле самых позиций противника на высоте 20 - 30 метров под огнем всех видов оружия.

Командир полка гвардии майор Н. Ф. Ляховский перебрал в памяти всех своих летчиков: командир звена Э. Бикбулатов, этот справится несомненно. И другие летчики звена тоже уже тертые калачи.

Таким тертым калачом Ляховский считал и Анатолия Недбайло, хотя тот только-только начинал постигать боевое искусство. Опытный командир сумел разглядеть в молодом летчике хорошие боевые задатки и не ошибся.

Итак, «специалыгаки», - весело сказал Бикбулатов, обращаясь к летчикам, которым предстояло выполнить специальное задание, - дело новое и сложное. Прежде давайте уясним маневр. Необходимо точно и в то же время скрытно выйти в заданный район. Вначале пойдем в разомкнутом боевом порядке, чтобы не утомить себя. Силы нам понадобятся над целью. За 15 - 20 километров от Миусы, над пунктом Н., переходим на бреющий, а над вражеским берегом «горкой» набираем метров 200 высоты. Первый выброс химического состава произвожу я. Когда появится дымовая завеса, воздушные стрелки должны открыть огонь по огневым точкам противника.

Лучшие дня

На этом закончилась подготовка к полету.

И вот самолеты уже над целью. Под крыльями самолетов стремительно проносятся траншеи пехоты, пулеметные гнезда. Недбайло зорко следит за ведущим, чтобы не прозевать ответственный момент начала постановки дымовой завесы. Вот шлейф дыма вырывается из-под самолета Бикбулатова. «Раз, два, три... шесть...» - отсчитывает в уме необходимое время Анатолий и видит, что и второй летчик звена, И. В. Калитин, включил дымовые приборы вслед за командиром. Мимо продолжают проноситься вражеские позиции, огрызающиеся пушечным и пулеметным огнем. Советские самолеты летят сквозь этот огонь.

«Одиннадцать, двенадцать...» - продолжает считать Недбайло и нажимает на гашетку. Химические приборы вступают в действие.

В этот момент Бикбулатов бросает машину сначала вверх, затем вниз и ведет огонь по позициям врага. Ведомые следуют за ним. Потом - новый резкий маневр, и штурмовики возвращаются на свой аэродром.

За отличное выполнение этого сложного задания Недбайло была вручена первая правительственная награда - орден Красной Звезды.

Боевые полеты продолжались. 15 августа 1943 года командир эскадрильи Е. Е. Крывошлык собрал летчиков и сказал:

На аэродроме Кутейниково противник сосредоточил до 80 самолетов. Нашему полку поручено ударить по этому аэродрому тремя шестерками. Одну из боевых групп приказано вести мне.

Командир эскадрильи определил состав шестерки. Недбайло летел замыкающим. Это был его первый боевой вылет на штурмовку вражеского аэродрома.

«Только я закончил перестроение, - рассказывает о вылете Недбайло, - как первая шестерка стремительно пошла в атаку. За ней - вторая... »Еще секунда, и мы обрушимся на вражеский аэродром», - пронеслось в сознании. Прослеживаю взглядом направление пикирования второй шестерки; по отражению солнечных лучей обнаруживаю самолетные стоянки. Машины стояли в каком-то беспорядке по группам. «Так вот он, аэродром», - думаю я и вслед за ведущим ввожу штурмовик в пике. Взор прикован к самолету командира. Малейшее промедление - и бомбы пройдут мимо цели. Еще мгновение - и вниз полетели реактивные снаряды с самолета ведущего. Я делаю то же самое. На стоянке вражеских машин вздыбились взрывы.

Снова слежу за ведущим группы. «Ильюшин» выходит из атаки, и в этот момент из его бомболюков тяжелыми темными каплями падают бомбы. Дважды нажимаю на кнопку сброса. Увеличиваю обороты до максимальных, бросаю взгляд влево, назад. Снова вижу клубы дыма над стоянками; то там, то здесь вспыхивают языки пламени... Попал!

Впереди идущие шестерки вторично заходят на цель. Вокруг них плывут разрывы снарядов зенитной артиллерии. А спустя несколько секунд и мы проносимся сквозь дым разрывов. Запах пороховой гари наполняет кабину. Вслед за командиром веду огонь из пушек и пулеметов. Ритмичная дрожь то и дело пробегает по самолету. Вражеские стоянки из-за пелены дыма просматриваются с трудом. Появляется еще один мощный фонтан пламени...»

После штурмовки самолет Недбайло был атакован вражескими истребителями. Но воздушный стрелок А. И. Малюк отбил все атаки. Несмотря на то что штурмовик получил серьезные повреждения, Недбайло довел его до своего аэродрома.

Боевая активность летчика росла по мере приобретения личного опыта, по мере того, как усваивался им опыт лучших авиаторов. Однажды Недбайло вылетел на боевое задание в составе группы, ведомой опытным командиром Д. С. Прудниковым. Выполнив задание, группа возвращалась на свой аэродром. И здесь ведущий заметил фашистских бомбардировщиков Ю-88, летевших в направлении наших войск. У командира быстро созрело решение: атаковать! В этом необычном для штурмовиков бою советские летчики сбили шесть фашистских самолетов. На другой день Недбайло сбил Ю-87, а его стрелок - еще один бомбардировщик.

Недбайло топил вражеские корабли в Черном море, совершал налеты на аэродромы противника, летал на разведку. И в каждом боевом вылете старался выбрать из многочисленных и разнообразных приемов ведения боя такой, который поставил бы противника в трудное положение и обеспечил победу советским летчикам.

Особенно многому научился Недбайло в боях за освобождение Крыма. При налете на аэродром в районе Херсона, прикрытый сильным зенитным огнем, он не пошел в лобовую атаку, а избрал маршрут над морем. Группа шла на бреющем полете, потом самолеты резко набрали высоту и неожиданно появились в тылу у гитлеровцев. Перестроившись из боевого порядка «клин» в боевой порядок «змейка» и маневрируя среди зенитных разрывов, они всей своей огневой мощью обрушились на вражеские самолеты. Разумно построенный боевой порядок обеспечивал свободу маневра каждого экипажа. Восемь раз заходили на цель советские летчики. Находившиеся на аэродроме фашистские самолеты были уничтожены. Наша группа вернулась на свой аэродром в полном составе.

Настал новый день - и новая победа: в северной бухте Севастополя Недбайло и его ведомые потопили вражеский корабль.

И так день за днем, от победы к победе.

Во время боев за освобождение Крыма Недбайло стал членом Коммунистической партии. После этого его вызвал командир полка и приказал принимать эскадрилью:

Пора самому растить героев.

Молодой командир энергично взялся за порученное ему дело. Выполнение партийного долга стало самым главным в его жизни.

Прежде Недбайло сам старался брать пример со старших, опытных летчиков. Теперь будут брать пример с него. Раньше он смотрел на других - теперь молодежь смотрела на него с надеждой и уверенностью. Молодым летчикам были по душе его сила воли и вера в победу, глубокое знание техники и тактики воздушного боя. Уж если командир выходит на цель, он не уйдет с поля боя, пока враг не будет подавлен. А в трудную минуту он всегда найдет единственно правильное решение, которое обеспечит победу.

И молодые летчики старались брать пример со своего командира.

Июль 1944 года, 3-й Белорусский фронт. Под мощными ударами советских частей фашисты откатывались на запад. Летчики с воздуха поддерживали наземные войска; уничтожали отходящие колонны фашистских автомашин, эшелоны на станции Городзики; помогали добивать вражескую группировку, окруженную нашими войсками в 12 - 15 километрах восточнее Минска.

8 июля ведомая Недбайло шестерка, состоявшая исключительно из молодых летчиков, вылетела для нанесения бомбово-штурмового удара у переправы через реку Свислочь.

Местность, проплывавшая под крыльями самолетов, хорошо просматривалась. На подходе к заданному району, на дороге между двумя зелеными массивами, показалась растянувшаяся колонна войск врага. У реки Свислочь на широкой поляне, свободной от деревьев, царило смятение: на берегу перед узким проходом, словно отара овец, теснилась различная военная техника.

Штурмовики делают заход и в правом пеленге наносят бомбовый удар. Цель накрыта. Самолеты перестраиваются в «круг» и начинают штурмовать разрозненные части неприятельской группировки на поляне и вдоль дороги.

В момент пикирования мимо штурмовиков проносятся крупные снаряды.

«Бьют из танковых орудий», - подумал Недбайло и в ответ послал на врага реактивные снаряды.

Затем командир взял ручку на себя, перевел машину в набор высоты. Окинул взглядом ведомых. Машина младшего лейтенанта Н. М. Киреева продолжала стремительно пикировать, оставляя за собой клубы серого дыма.

В чем дело?

Выводи! - крикнул Недбайло по радио. - Земля, зем...

Не поздно. Горящий штурмовик врезался в самую гущу вражеских танков и автомашин. Огненная шапка взрыва поднялась над поляной, выбрасывая во все стороны груды бесформенных обломков.

О подвиге Киреева стало известно всему фронту. Специальная листовка, выпущенная политуправлением, рассказывала всем воинам о доблести героя. Гвардии младший лейтенант Киреев был навечно зачислен в списки части,

Много внимания уделял Недбайло поиску новых тактических приемов. Всем летчикам были хорошо известны преимущества боевого порядка «круг». Одно плохо: когда штурмовики завершали выполнение задания, им, чтобы следовать на аэродром, приходилось перестраиваться в «пеленг» или в другой боевой порядок. В зависимости от числа самолетов на такое перестроение уходило от трех до десяти минут. Этого момента и поджидали многие фашистские летчики. Они, как коршуны, набрасывались на штурмовиков и нередко наносили им существенный Урон.

«Как уберечь экипажи от губительного вражеского огня в эти минуты?» - вот вопрос, решению которого Недбайло посвящал короткие минуты фронтового отдыха.

В одном из боевых вылетов, когда Недбайло был ведущим, ему после атаки удалось перестроить свою группу так быстро, что противник, не успев опомниться, вместо «круга» увидел «пеленг», уходящий на свою территорию. Попробовали было фашистские истребители обрушиться на штурмовиков, но потеряли один самолет и отказались от преследования.

«Значит, можно собрать группу в короткое время», - обрадовался Анатолий и попробовал разобраться, как это произошло.

Большой лист бумаги пересекает волнистая линия - линия фронта. Посередине круг - кривая, по которой будут двигаться самолеты над целью. Половина круга проходит над территорией противника, половина - над нашей. На кругу шесть самолетов. Под номером один - ведущий.

Недбайло бережно прикалывает листок к бревенчатой стене землянки и начинает объяснять летчикам:

Над целью работаем обычно. Как только сделаем последний заход, я командую: «Приготовиться», а сам продолжаю имитировать атаку. Вы же по следующей моей команде резко разворачиваетесь, берете курс на свою территорию и следуете все в одну точку сбора, - Анатолий протянул длинные пунктирные линии от каждого самолета к указанной точке.

Беседа затянулась. Говорили о важности четкого взаимодействия не только между экипажами штурмовиков, но и с истребителями прикрытия, о необходимости изменения боевого порядка еще до подхода к цели и многом, многом другом, что могло обеспечить победу в новых боях.

Все, о чем говорил Недбайло и что дополняли летчики, проверили в полете. Вышло неплохо.

Наши войска наступали по литовской земле. Продвигались вперед быстро и, чтобы не было задержек, штурмовиков вызывали на поле боя по нескольку раз в день. Наши летчики громили артиллерийские батареи, подавляли сильно укрепленные узлы сопротивления, штурмовали вражескую пехоту. Были дни, когда в воздухе не появлялось ни одного фашистского истребителя, и тогда штурмовики чувствовали себя хозяевами положения.

Но так было не всегда.

Недбайло вел шестерку «илов». Над ними кружили четыре наших истребителя «як». Задача обычная: уничтожить артиллерийские позиции врага в двух километрах западнее Вилковишки. Обнаружить цель, севернее которой протекает широкая река и где сходятся железная и шоссейная дороги, не представляло трудности. И поэтому Недбайло чувствовал себя спокойно, уверенный, что все будет в порядке. В воздухе ни одного вражеского истребителя - это тоже неплохо.

Однако опытные летчики ни при каких условиях не оставались благодушными. В разных условиях старались применять различные боевые порядки, чтобы в случае неожиданной встречи с воздушным противником иметь максимум преимуществ. Так было и на этот раз: когда до линии фронта осталось километра четыре-пять, Недбайло перестроил свою группу из «клина» шестерки в правый «пеленг». Потом включил передатчик и, сообщив на контрольный пункт свой позывной, запросил разрешения начать атаку цели.

С земли приказали указанную ранее цель не штурмовать, а выйти на юго-восточную окраину города и ударить по вражеским танкам.

Так бывало не раз. Недбайло быстро анализирует обстановку, прикидывает, с какой стороны лучше заходить на цель, и отдает команду ведомым перестроиться в боевой порядок «круг». Экипажи, строго выдерживая заданные дистанции, образуют гигантское кольцо.

Фашисты почувствовали, что вот-вот начнется атака, и стали обстреливать штурмовиков. Однако несколько жидких трасс малокалиберной зенитной артиллерии прошли далеко в стороне. Недбайло уже собрался было отдать команду о начале атаки, как вдруг заработал наземный передатчик и в наушниках шлемофона ясно прозвучали слова о грозящей опасности:

Вас атакуют 12 истребителей ФВ-190. Будьте внимательны!

Анатолий требует от ведомых приготовиться к бою и тотчас передает прикрывающим истребителям:

Веду оборонительный бой в боевом порядке «круг».

Пока состоялся этот радиообмен, Недбайло внимательно изучал воздушную обстановку. Действительно, со стороны солнца прямо на них мчалась группа тупоносых истребителей. Вражеские самолеты росли на глазах. Недбайло знал, что воздушные стрелки уже изготовились к отражению атаки и, как только позволит дистанция, откроют огонь по врагу.

Однако замысел фашистских летчиков был иной. Прежде всего они обрушились на истребителей, на четырех «яков», летевших несколько выше штурмовиков. Фашисты попытались оторвать группу прикрытия от штурмовиков и сковать ее боем. Частично это им удалось. Недбайло увидел, как две пары ФВ-190 связали боем «яков». Остальные восемь «фокке-вульфов» стремительно приближались к шестерке «илов». Прошла секунда, еще секунда. И вдруг, словно по команде, открыли огонь воздушные стрелки всех шести самолетов. Огонь был настолько эффективным, что вражеские истребители тотчас отвалили в сторону.

Первая атака была отражена. Но что теперь предпримет противник, чтобы, используя свое численное преимущество, не допустить штурмовиков к цели?

Что бы он ни предпринял, Анатолию Недбайло было ясно одно: нужно твердо держать оборонительный круг и при любой повторной атаке использовать всю силу огня штурмовиков для поражения воздушного противника.

А противник тем временем пошел на новую хитрость. Четверка продолжала сковывать боем пару наших истребителей. Вторая четверка ушла в сторону солнца, видимо, желая выбрать новый удачный момент для атаки. Третья четверка «фокке-вульфов» разбилась на пары и заняла исходную позицию для атаки оборонительного круга штурмовиков сверху и снизу. В тот же миг обе эти пары, заметив разрыв между самолетом Недбайло и замыкающим круг «илом», набросились на последний.

Но не скованная боем пара «яков» решительно пошла в атаку на двух нижних «фокке-вульфов». И тут же ведущий вражеский самолет вспыхнул, так и не успев открыть огонь по штурмовикам.

Но загорелся не один ФВ-190. Наблюдавшие за боем с земли увидели, как почти одновременно были сражены три вражеских самолета. Кто же сбил еще два?

Ведущего верхней пары поджег Недбайло. Он выпустил по фашистскому самолету сразу четыре реактивных снаряда. Разгадав хитрость врагов, он специально создал разрыв между самолетами, летящими по кругу, и, когда верхняя вражеская пара стала приближаться к штурмовику, летящему впереди, направил свой самолет на ведущего и выпустил снаряды. Почти одновременно стрелок-радист самолета Недбайло открыл огонь по ведомому нижней пары.

Все три вражеских истребителя рухнули на землю. Вторая атака врага захлебнулась в огне наших истребителей и штурмовиков.

Потеряв три самолета, «фокке-вульфы» больше в бой не вступали. Они оставили в покое наших «яков» и скрылись вдали, за линией фронта.

Но штурмовики еще не выполнили поставленной перед ними задачи. Настало самое подходящее время это сделать. Недбайло отдал команду к атаке и первый перешел в пикирование на вражеские танки. Снова заработали пушки, и на голову врага посыпались противотанковые бомбы.

Когда все боеприпасы, предназначенные для наземных целей, были израсходованы, с запада появилась группа МЕ-109. Недбайло немедленно подал команду приготовиться. II как только он стал имитировать новую атаку, его ведомые все вдруг развернулись и четко перестроились в новый боевой порядок. Вражеские летчики сочли за лучшее не вступать в бой со штурмовиками.

Так закончился этот трудный бои. А сколько их всего на счету летчика Анатолия Константиновича Недбайло! И в каждом проявились выдержка и настойчивость, летное мастерство и командирские качества героя.

Пришел долгожданный День Победы. В этот радостный майский день советские люди славили своих героев, тех, кто сквозь пожарища войны бесстрашно пронес алый стяг нашей Родины. Среди них был и Анатолий Константинович Недбайло.

Дважды Герой Советского Союза

генерал-майор авиации

Недбайло Анатолий Константинович

В гвардейской семье

Аннотация издательства: Книга известного летчика-штурмовика А. К. Недбайло - волнующее

повествование о подвигах гвардейцев 75-го авиационного штурмового полка в годы Великой

Отечественной войны. Правдиво и образно описывая боевые эпизоды, автор приобщает читателя к

героическим будням советских авиаторов, рассказывает о воздушных боях в Сталинградском небе, над

Донбассом, Запорожьем, Крымом, Белоруссией и Прибалтикой. С большой теплотой и любовью А. К.

Недбайло воссоздает портреты своих отважных друзей - прославленных асов воздушных атак,

неутомимых авиаспециалистов, показывает их беззаветное мужество и преданность Родине.

Глава первая

Зима сорок третьего шла на убыль. Красная Армия, развивая успех, достигнутый в Сталинградской

битве, предприняла наступательные операции и на других фронтах. Противник был отброшен далеко на

Сталинград стал символом несокрушимой мощи советского народа. Победа у волжской твердыни явилась

триумфом советского военного искусства. Огромную роль сыграли здесь артиллерия как главная ударная

сила Красной Армии, танковые и механизированные части и, конечно, авиация.

Но враг еще силен. Партия и правительство принимают действенные меры к подготовке резервов, к

оснащению всех родов войск новейшей боевой техникой, более совершенным оружием. На вооружение

авиации поступают новые типы самолетов. Над полями сражений все чаще появляются и наши любимцы

Штурмовики Ил-2. Их становится все больше. Грозные «летающие танки» наносят сокрушительные

удары по вражеским коммуникациям, аэродромам, опорным пунктам.

В нашем тылу авиационные заводы работают под лозунгом: «Все для фронта!» Это значит, что с

конвейера сходят все новые и новые партии боевых машин.

Нужны кадры! Нужны летчики!..

От радостных вестей с фронта теплее становилось на душе. Возникал неудержимый порыв: скорее на

фронт! Мне и моим товарищам-курсантам Ворошиловградской летной школы казалось, что нас слишком

долго держат в тылу, слишком медленно учат воевать. Того и гляди, война закончится без нашего участия.

Но вот уже остались позади бесконечно долгие месяцы напряженной учебы, тренировочные полеты.

Сданы зачеты и экзамены. Вместо курсантских петлиц - у нас теперь командирские. На голубом фоне

четко выделяется вишневый «кубик» младшего лейтенанта!.. Такое же звание присвоено моим

товарищам по отряду - Калитину, Егорышеву, Давыдову, Семейко.

У всех - торжественно-приподнятое настроение. Сегодня - выпуск: нам будут вручать «дипломы». А

потом - на фронт!

Уральск...

На заснеженном строевом плацу выстроился личный состав школы. Ветер колышет шелковое полотнище

развернутого Знамени. Начальник школы генерал Кравцов отечески напутствует нас.

Принимай, Отчизна родная, боевое пополнение!..

А затем...

Широко раскинув плоскости, застыл огромный ТБ-3. Его крылья, гофрированный фюзеляж покрыты

мелкой чешуйкой изморози. Басовито загудели двигатели, и над ними поднялось и отпрянуло вдаль

облако снежной пыли.

Ну и морозец! - говорит Игорь Калитин. - По календарю март, весне пора прийти. А тут, как у нас в

Подмосковье в январе...

Белесые брови Игоря совсем кажутся седыми. Голубые глаза его сияют. Крепкий, коренастый, он шагает

немного вразвалочку. Всегда веселый, сегодня Игорь особенно много шутит. Еще бы! Вчерашние

курсанты, а ныне командиры-летчики, мы идем навстречу своему будущему. Догадываемся: вот этот ТБ-3

и понесет нас в манящую фронтовую даль, где идет война.

Скрипит под новыми сапогами снег - белый-белый, с голубым отливом. Воздух с синевой. Дым над

трубами не колыхнется, поднимается прямо ввысь.

Идем по двое. Вспоминаю, как вчера забилось сердце, когда старший лейтенант Смильский велел выйти

из строя Игорю Калитину, а на меня и не взглянул. Затем он пересчитал отобранных ребят, и наши

взгляды встретились. Видимо, Смильский прочитал в моих глазах все, что я хотел в эту минуту сказать...

После меня он отобрал еще двоих и заключил:

Всё! Больше никого пока что взять не могу!..

Счастливое настроение Игоря передалось всем нам. Да и не удивительно. Ведь за последнее время в

нашей жизни произошло столько событий: произведены в офицеры, получили новое, с иголочки, обмундирование, назначены в боевой полк и направляемся на фронт.

Идем, шагаем в свое завтра. Как сложатся наши судьбы? Что будет через год? Нет, через месяц, два?..

И вот я уже сижу между двух нервюр левого крыла ТБ-3. Оглушительно рокочут двигатели. Говорить

что-либо друг другу бесполезно. Взглянуть вниз тоже нельзя. И от этого кажется, что время тянется

бесконечно долго. Но вот наконец-то чувствуем, что машина начинает снижаться. Самолет как бы

зависает, делает один круг, второй... Толчок. Пробежка. Машина разворачивается и рулит на стоянку.

Последний раз взревели зычным вздохом двигатели и сразу умолкли. Но в ушах еще стоит гул.

Вылазь, братцы! Прибыли! - несется чей-то голос с «пассажирских мест» правого крыла.

Мы - на фронтовом аэродроме! По-весеннему светит мартовское солнце, слепит глаза. Один за другим

соскакиваем на землю. Кругом проталины. В некоторых местах зеленеют первые чубчики травы.

Погляди-ка, Игорь: вот здорово! Здесь уже весна!

Даже пахнет весной! - весело отвечает он. И тоже улыбаясь, подставляет лицо солнцу.

Судьба свела меня с Игорем еще в летной школе. Закончили учебу. Хотелось бы и воевать вместе.

Стоим у притихшего ТБ-3. Ждем. Старший группы куда-то поспешил со всеми бумагами. Никто нас пока

что никуда не зовет. Можно осмотреться. Интересно ведь, что это такое - полевой аэродром в

прифронтовой полосе... Еще в стенах училища мы связывали с ним наше будущее. И вот он наконец

перед моими глазами. Где-то совсем близко передовая. Вокруг - то тут, то там капониры: самолеты

скрыты за земляными валами. На стоянках хлопочут техники, механики, мотористы, вооруженны.

Моторы гудят, затихают и снова ревут на всю мощь своих стальных легких. Это идет всесторонняя, тщательная подготовка «илов» к очередным вылетам на боевые задания. К самолетам подвозят бомбы.

Вижу, как подвешивают под крылья эрэсы - реактивные снаряды, благодаря которым «ильюшина»

стали называть «братом» прославленной «катюши». А еще у штурмовика есть пушки, есть и пулеметы.

Нравится мне эта машина! Скорее бы в кабину - и на взлет!..

Я стою лицом на северо-запад. Там - фронт. За ним - мой родной Изюм. Сейчас, наверное, и там

звенит капель, набухли на деревьях почки. А мать глядит, как купается солнце в лужицах. Отец, позвякивая лопатой, отводит талую воду со двора... И думает о том, что эту работу любил делать сын, то

есть я, Анатолий...

А может, пусто в нашем дворе, может, фашисты смели с лица земли и дом, и деревья? И осталось только

пепелище... Мать, отец!.. Как вы, что с вами?! Тревожно и больно задавать себе вопросы, на которые вот

уже сколько времени никак не могу получить ответа.

Но ускорить события должен я сам. И не только я, а и мои друзья-летчики. Только надо поскорее сесть за

штурвал{1}. И - в бой! Надо бить фашистов так, как били их ребята, совсем недавно изгнавшие врага с

этой территории. Осмотревшись, замечаю вокруг много немых свидетелей, подтверждающих мои

догадки. Вот вдали темнеет куча, в которую свалено все, что осталось от вражеской техники после ее

«обработки» нашей авиацией: скелеты самолетов и автомашин, орудийные стволы, всевозможных

28 января 1923 года, в Изюме Харьковской губернии родился выдающийся советский лётчик-штурмовик, Дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Анатолий Константинович Недбайло.

Из семьи рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил неполную среднюю школу, Краматорский аэроклуб.

В Красной Армии с мая 1941 года, призван Краматорским районным военкоматом Сталинской (ныне Донецкой) области Украинской ССР. Учился в Ворошиловградской военно-авиационной школе пилотов, вместе с ней осенью 1941 года был эвакуирован в Чкаловск (ныне Оренбург), там окончил её в 1943 году.

В боях Великой Отечественной войны младший лейтенант А.К. Недбайло — с 6 марта 1943 года. Воевал на Южном фронте, с октября 1943 — на 4-м Украинском фронте, с июня 1944 года — на 3-м Белорусском фронте. Сначала лётчик, в том же 1943 году стал командиром звена и заместителем командира эскадрильи, с лета 1944 года до Победы — командир эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиаполка. Участник Миусской, Донбасской, Днепровской, Никопольско-Криворожской, Крымской, Белорусской, Восточно- Прусской, Кёнигсбергской, Земландской наступательных операций. Победу встретил в Курляндии. Творчески применял разнообразные способы ведения боя.

Командир эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка (1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии капитан Анатолий Недбайло к октябрю 1944 года совершил 130 боевых вылетов, нанес противнику большие потери в живой силе и технике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года Анатолию Константиновичу Недбайло присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6247).

В последующих боях к апрелю 1945 года отважный лётчик совершил ещё 89 боевых вылетов. Сам был сбит трижды, сажая горящий штурмовик «на брюхо», в бою 5 февраля 1944 года был тяжело ранен. В воздушных боях сбил 5 самолётов врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года Анатолию Константиновичу Недбайло присвоено вторично звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда».

После Великой Отечественной войны майор А.К. Недбайло продолжил службу в Военно-Воздушных Силах СССР. Успешно окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию в 1951 году. С мая 1951 года — заместитель начальника Высшей офицерской авиаконструкторской школы. С декабря 1953 года — преподаватель кафедры методики боевой подготовки Краснознамённой Военно-воздушной академии. С 1956 года — начальник штаба тяжелого бомбардировочного авиационного полка. С 1957 года — начальник кафедры тактики и истории военного искусства Харьковского высшего авиационно-командного училища. С октября 1960 года — начальник кафедры истории военного искусства Харьковского высшего военного инженерного командного училища. С июня 1962 года — заместитель начальника Казанского артиллерийско-технического училища. С марта 1964 года — начальник факультета заочного обучения Рижского высшего военного командного инженерного училища. С октября 1968 года — заместитель начальника Киевского высшего военного авиационного инженерного училища. Генерал-майор авиации (1970).

С сентября 1983 года генерал-майор авиации А.К. Недбайло — в отставке. Активно занимался ветеранской и общественной работой, был председателем Совета ветеранов — Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы Украины.

Жил в городе-герое Киеве. Скончался 13 мая 2008 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Генерал-лейтенант (звание присвоено Президентом Украины). Награждён орденом Ленина (19.04.1945), тремя орденами Красного Знамени (31.10.1943, 17.01.1944, 29.01.1945), орденами Александра Невского (18.09.1944), тремя орденами Отечественной войны 1-й степени (1944, 1945, 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (3.05.1944), двумя орденами Красной Звезды (23.07.1943, 1982), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1975), медалями, украинскими орденами Богдана Хмельницкого 1-й, 2-й и 3-й степеней (соответственно 2005, 5.05.1999, 7.05.1995).

Бронзовый бюст Героя установлен в родном городе Изюм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: