Почему полицейские и судьи в большеречье не хотят защищать свободу слова. Большая чистка Евгения острая большеречье

Большереченские журналисты обвиняют фигуранта дела о взяточничестве в давлении на СМИ, а правоохранителей - в бездействии.

Главный редактор выходящей в Большеречье газеты «Наша иртышская правда » Евгения Острая рассказала БК55 подробности о противостоянии этого СМИ и одного из местных бизнесменов Армаиса Крджоняна. Предыстория такова: директора строительной фирмы ООО «Атлантстрой » Армаиса Крджоняна сейчас судят по обвинению в даче взятки директору центра хозяйственно-экономического обеспечения в сфере образования Елене Каменской. По данным следствия, ценой откатов бизнесмен получал выгодные контракты.

«Иртышская правда », естественно, заинтересовалась резонансным для района делом и начала подробно его освещать. Подсудимому это определенно не понравилось. В распоряжении БК55 есть копия искового заявления, адресованного Крджоняном Кировскому районному суду города Омска, в котором речь идет о защите персональных данных (журналисты опубликовали фото бизнесмена, не получив его согласия).

«Моральный вред, причиненный истцу, – значится в документе, – заключается в переживаниях по поводу своей деловой репутации и достоинства, поскольку истец занимается предпринимательской деятельностью; в переживаниях по поводу сформированного приведенной публикацией в отношении его личности негативного общественного мнения; в ухудшении состояния своего здоровья, в частности, в связи с сильным стрессом ».

За пережитые «нравственные страдания» Крджонян требует с журналистов 100 тысяч рублей. Этот иск сейчас находится на рассмотрении суда, и очередное заседание состоится только 7 июля, но у ответчиков уже возникают вопросы.

– Судья ведет себя странно, – рассказывает Евгения Острая. – Очевидные вещи ей непонятны. В законах о персональных данных и о СМИ четко написано, что журналисты не обязаны брать согласие на публикацию фото, если речь идет о защите общественных интересов. Но судья спрашивает «Почему вы считаете, что здесь защищаете именно общественные интересы? » Но мы ведь освещаем уголовное дело о даче взятки бизнесменом должностному лицу!

По словам журналистки, конфликт с Крджоняном принимает не только одобренные законом формы. Имеет место, например, психологический прессинг:

– Нашему сотруднику в суде в коридоре он сказал, чтобы тот больше не появлялся, – рассказывает главред «Нашей иртышской правды ». – Мы подали в полицию заявление об угрозах, но полиция не отрегировала.

Положение осложняется тем, что редакция газеты и принадлежащая Крджоняну типография находятся в одном здании на соседних этажах: журналисты на втором, их «оппонент» – на первом.

– Сейчас он создает для нас невыносимые условия. У нас, извините, туалет общий, – так Крджонян заложил кирпичами черный ход туда. Он начал в здании строительный процесс с законопачиванием дверей и отключением общих коммуникаций.

Эти действия предпринимаются на фоне сразу двух судебных процессов – по уголовному делу против Крджоняна и его предполагаемой соучастницы и по гражданскому делу против «Нашей иртышской правды ». Чем они закончатся, пока никто не берется прогнозировать.

Это действительно сложно, поскольку большереченские полицейские видимо понятия не имеют о статье 144 УК РФ "Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов ", согласно которой упомянутому выше Крджоняну грозит от двух до пяти лет тюрьмы. А большереченскому суду и прокурорам стоит напомнить, что государство берет под защиту российских журналистов, находящихся по Закону о СМИ "при исполнении общественного долга".

БК55 будет следить за развитием событий.

Заместитель председателя омского горсовета и лидер общественной организации «Оплот» Андрей Ткачук сделал ответное заявление на возмущения омских общественников касательно письма мэру Оксане Фадиной с критикой,
31.07.2019 СуперОмск
31.07.2019 ИА Омск здесь Жизнь рыжего котика с незатейливым именем Рыжик трагически оборвалась, когда уже подоспела помощь.
31.07.2019 СуперОмск

В Омске четыре отправленных властями в отставку экс-редактора районных газет подали в суд на работодателя – Главное управление информационной политики Омской области. Они говорят о цензуре и требуют признать незаконными не только сами увольнения, но и контракты, по которым работали.

В конце прошлого года в отставку омские власти отправили сразу четырех главных редакторов районных изданий из 32. Глава Главного управления информационной политики Омской области Станислав Сумароков эту череду отставок объяснил в прессе так: "У них закончились контракты. К ряду сотрудников я присматривался, но они не смогли развеять сомнения. На вакантные места будет объявлен конкурс".

– Контракты закончились у всех, но уволили только нас, – Виктор Сидоренко , редактор Ihre Zeitung ("Ваша газета") Азовского немецкого национального района, теребит седые усы. – Я спросил Сумарокова: что я вам не сделал? Он отвернулся и пожал плечами. У меня не было ни финансовых, ни трудовых нарушений, тираж поднял в пять раз. Никаких объяснений по поводу увольнения не дали, просто прислали уведомление. Я 48 лет в журналистике, из породы казаков, крепкий. Но нельзя людей увольнять, как собачонок!

Жена Сидоренко оказалась менее крепкой: услышав известие, схватилась за сердце – инфаркт. Никому из уволенных ничего не объяснили. Ирина Мезенина , редактор "Тарского Прииртышья", узнала, что контракт расторгнут, перед сдачей номера в печать, и доделывала его на другой день, уже неработающая в редакции. Потому что "газета не виновата, а люди бы не поняли, впервые за 100 лет не получив ее в срок".

Позже, по просьбе СМИ Сумароков озвучил еще одну причину отставок: "Все кадровые решения были приняты, исходя из соответствия сотрудников новым компетенциям, их способности решать задачи, которые я сейчас ставлю".

Каких именно компетенций им не хватало, журналисты не поняли. Самый молодой редактор, 33-летняя Евгения Острая руководила Большереченской "Нашей Иртышской правдой", в 2014 году получившей диплом Союза журналистов в номинации "Десять лучших газет России" с формулировкой "за развитие содержательной модели". Азовская Ihre Zeitung была популярна даже в Германии, среди переселенцев из области. "Тарское Прииртышье" шесть раз становилось лауреатом межрегионального конкурса профмастерства "Сибирь – территория надежд". Оконешниковская районка "За урожай" побеждала в областных конкурсах. Все четыре издания – одни из самых стабильных по доходам, хотя областное финансирование составляло от 20 процентов в бюджете Большереченской газеты до 40 в Оконешниковской. Муниципальная власть средств вообще не выделяла. Зарабатывали издания сами – районы не самые бедные. Бюджетных денег хватало только на печать и зарплату сотрудникам в размере минималки. Получали сотрудники больше – благодаря стимулирующим добавкам из денег, которые изданиям удавалось самостоятельно заработать на местном рекламном рынке.

Экс-редактор газеты "Наша Иртышская правда" Евгения Острая на награждении редакторов районных газет за объективное освещение выборов. Ноябрь 2016 г.ода

– Стимулирующие добавки распределяло управление из того, что мы сами заработали, – объясняетСидоренко. – Азов недалеко от города, район как-то развивается. За прошлый год наработали на 3 миллиона. А Усть-Ишим, к примеру, нищий, дальний, там и сидят на окладе. Мне часто урезали стимулирующие на 5-10 процентов. Неугодный – не простили мне первого суда.

Тогда, в конце 2012 года ГУИП тоже внезапно расторгло контракт с Сидоренко. Тоже без объяснения причин, хотя Виктор Иванович догадывается, "за что" – отказывался публиковать предвыборную "липу" от нового кандидата на пост руководителя района Виктора Сабельфельда. Суд восстановил тогда Сидоренко на работе – по закону "Об основных гарантиях избирательных прав", журналиста, освещавшего выборы, нельзя увольнять в течение года по инициативе работодателя. Сейчас он подал иск в надежде, что выборы депутатов, состоявшиеся 18 сентября 2016 года, тоже будут учтены. Но главное в другом.

Что такое лояльность? Шкала какая-то должна быть? Или просто нужно знать, сколько приседаний сделать перед начальством? Это цензура в чистом виде

– До 2010 года наши трудовые договоры были бессрочными, – говорит Леонид Евсеев , руководитель общественной организации "Совет редакторов районных газет Омской области". – Но потом редакторов всех 32 районок стали переводить на срочные контракты, не расторгнув прежние. Сначала их заключали на пять лет, потом на три, теперь на год. Мы люди зависимые, не хотелось в суд. Хотя вопросы работодателю задавали. Сначала нам объясняли, что это типовой договор, действующий во всех бюджетных учреждениях области. Почему тогда срочные контракты не заключаются со всеми их руководителями, не говоря про министров? Ведь мы в одном правовом поле? Конечно, легче уволить человека, когда у него договор на год. Ясно, что это просто орудие управления. А дальше что, крепостное право? В документе, присланном из управления в сентябре 2016-го, появился термин "лояльность". На совещании нам объявили, что существует список нелояльных, которые попадают в зону риска. Что такое лояльность? Шкала какая-то должна быть? Или просто нужно знать, сколько приседаний сделать перед начальством? Это цензура в чистом виде.

Леонид Евсеев, руководитель общественной организации "Совет редакторов районных газет Омской области"

В озвученном "списке нелояльных" изначально были шестеро. За двоих заступились главы районов, к тому же они, как говорят коллеги, "съездили на поклон". Четверо кланяться не захотели. Виктор Сидоренко давно известен управлению своей несгибаемостью: бывший глава Азовского района, осужденный в конце прошлого года за превышение должностных полномочий, не раз на него жаловался.

– Да не катил я на него бочку! – сердится Сидоренко. – Есть решение райсовета – опубликую, по нему и так все понятно становится про происходящее в районе. Четыре раза в арбитражном суде администрация района судилась с газетой, мы все процессы выиграли. Управлению надо, чтоб все тихо-мирно было, еще прошлый начальник советовал подружиться. А как я могу подружится с человеком, которого не считаю честным? Что мне люди скажут? Для меня честь и достоинство – не пустые слова.

В конце прошлого года глава Азово Виктор Сабельфельд осужден за превышение должностных полномочий. Теперь районом правит другой – уже назначенный глава. Но осадочек у властей, видимо, остался. Так же, как остался он от прежнего – легендарного – редактора "Тарского Прииртышья" Сергея Мальгавко , за 10 лет работы сделавшего районку самоокупаемой, что в России огромная редкость. В 2010 году Мальгавка уволился "в знак протеста против цензуры областного правительства" и "дубовой" пропаганды деятельности облправительства и губернатора Омской области, которая стала навязываться в приказном порядке: "Дело дошло до цензуры, когда главное управление требует от редактора предоставления по электронной почте сверстанных полос на вычитку и правку", – заявил тогда в открытом письме Сергей Мальгавко.

Дело дошло до цензуры, когда главное управление требует от редактора предоставления по электронной почте сверстанных полос на вычитку и правку

Назначенная властями после него редактор продержалась недолго – коллектив, привыкший к "демократии", устроил ей бойкот, заставив правительство поставить редактором человека, которую журналисты считали "своей": Ирину Мезенину, 20 лет работавшую в редакции. Ирина, по собственному признанию, старалась ни с кем не ссориться. Но не получалось – газета продолжала традиции: писала об исчезнувших деревнях, об отсутствии дорог, о проблемах с транспортом. Больше того, редактор позволяла себе на первую полосу ставить не властные лица, а… собачьи. За заголовок передовицы "Собакам нашли место" в номере, содержавшем сугубо положительную информацию, в том числе и о действиях администрации района, она была вызвана туда на ковер и "допрошена с пристрастием": кого имела в виду?

"Нелояльные" главные редакторы Ирина Мезенина и Евгения Острая (справа)

Евгению Острую, редактора большереченской "Нашей Иртышской правды" примерно по тому же поводу терзало местное сельхозуправление, только в ее случае это были цыплята… Свою фамилию молодой редактор оправдывала. Газета была острой, глава Большеречья тоже на нее жаловался, хотя открытой конфронтации, по словам Евгении, не было:

– Мы не главу района критиковали, мы пытались достучаться до областной власти. Нам тут видны проблемы, которых, наверное, нет в отчетах. Часто срабатывало. Знаете, за что газета получала награды, в том числе и от ГУИП? За спасение деревенской школы от закрытия, за тепло, которое наконец дали детсаду, за внимание к одиночеству инвалидов, за живые репортажи с полей! Награждали, но при этом каждый новый начальник управления предупреждал, что эта реалистичная картина мира может плохо для меня кончиться! Но это районка, здесь не спрячешься. Каждый может встретить на улице: "Почему ты врешь?" Я сразу для себя решила, что буду писать честно, не игнорируя жалобы и просьбы людей.

Первый парад "Бессмертного полка" в Большеречье прошел по инициативе местной районной газеты

Евгения приехала работать в Большеречье из города, когда "власть переменилась": в 2012-м после 20-летнего правления Леонида Полежаева пришел новый губернатор Виктор Назаров. Казалось, дышать будет легче: "Никто уже не требовал запоминать, на какую сторону пробор у губернатора". Читатели стали писать-звонить в газету, тираж поднялся, 4500 номеров разлетались влет. Точнее, доставлялись: журналисты работали и распространителями. В редакции было всего шесть человек, и никто не занимал одну должность, как во всех районках. Редактор – обычно мастер на все руки: корреспондент, верстальщик, ответственный секретарь. Сайт газеты появился в интернете, и о проблемах Большеречья – родины нынешнего губернатора Назарова – стало известно слишком многим.

Очередной выпуск районной газеты "Наша иртышская правда"

И тут выяснилось, что Евгения ошиблась ­­­– власть не переменилась. Просто у губернатора теперь кепка вместо пробора. Самое удивительное, что в разряд "нелояльных" попали и "беззубые" районки, дружившие со всеми властями: Калачинская, Кормиловская, Оконешниковская. Объединяет их, впрочем, еще одно: это округ, по которому в третий раз баллотировался в депутаты Заксобрания бизнесмен Хабулда Шушубаев. Сразу после победы он пошел под суд, который обвиняет его в растрате, мошенничестве, незаконном получении кредита, все в крупных размерах. Районки настолько привыкли славить, что не смогли написать ничего разоблачительного. А надо было. За эту провинность троих редакторов попугали, но двоих не уволили – за них заступились главы районов. А редактора "За урожай" из Оконешниково Светлану Шалашову с должности все же сняли, позволив остаться ответственным секретарем. Она подала в суд последней, требуя признать еще и незаконность срочного контракта. Восстанавливаться в прежней должности, впрочем уже и не очень, по ее словам хочет – устраивает нынешняя работа.

А у троих самых "нелояльных" редакторов другой работы нет. Пенсионер Сидоренко надеется победить в судах: с больной женой на руках, без адвоката, по старинке веря, что "справедливость все равно в конце концов восторжествует". Острая, мать двоих детей и плательщица ипотеки – жилье редакторам в районах не предоставляют, – ищет работу в другом регионе. Мезенина ждет пособие по безработице – 5600 рублей, волнуясь, дадут ли сумму в полном объеме или будут какие-то вычеты:

– Вакансий в районе нет. Ищу, но образование, культура тоже сокращаются, даже техничкой не могу устроиться.

Сейчас редактирует "Тарское Прииртышье" руководитель местного исполкома "Единой России", до сих пор никак на журналистской ниве не отличившаяся. Конкурса, обещанного начальником ГУИП на вакантные места, не было.

Тара. На втором этаже - редакция районной газеты "Тарской Прииртышье"

– Плохо с журналистскими кадрами в районе, – вздыхает Ирина Мезенина. – Кто поедет за 300 километров без жилья? Наоборот, уезжают. Я сама искала замену уехавшему корреспонденту полтора года.

В поддержку редакторов выступил секретарь СЖР Владимир Касютин , заявив, что увольнять их не нужно, даже если они не нравятся властям. Начальник ГУИП Сумароков, фамилия которого в принципе неважна – руководители меняются уже пятый год подряд, – по-прежнему настаивает на том, что вопрос только в контракте и "компетенциях":

– Профессионализм – важная составляющая работы редактора, но только одна из них. У районных газет как бы три учредителя – коллектив редакции, администрация района, управление информационной политики областного правительства. И здесь важно учитывать все пожелания…

Председатель Омского СЖ Татьяна Бессонова заявлений не делает, на процессы коллег не ходит. От имени журналистского сообщества в поддержку коллег выступает Леонид Евсеев, сам редактор районки:

– Все делают вид, что вопрос только в контракте, – возмущается он. – А ведь это далеко не так. Что такое заключить договор с редактором на один год? Он стопроцентно будет думать не о качестве газеты, а о том, как удержаться на месте. Это продуманная политика. Не надо подстраивать законы под цели чиновников. Есть живая журналистика, люди, которых невозможно втиснуть в их прокрустово ложе.

Коллектив "Нашей Иртышской правды", публично объявивший, что последует за своим редактором, "поскольку не считает возможным…разделять иные идеалы", после встречи в областном правительстве дружно вышел на работу. Для сельского журналиста, потерявшего работу, выход один – переезд. И даже не в Омск, где работы не найти.

Евгения Острая зарегистрировала свое издание, но две газеты бедный район, скорее всего, не потянет. Виктору Сидоренко за день до предварительного заседания суда по телефону угрожали убийством, сейчас с этим разбирается полиция. А новый редактор Ihre Zeitung Ольга Данилочкина , прежде бывшая здесь же корреспондентом, теперь во всем поддерживает ГУИП.

– Не боитесь, что вас тоже попросят из газеты, если чем-то не угодите? – спрашиваю нового редактора.

– Хочу работать. Все остальное – мышиная возня, – отвечает Ольга, начинавшая свой профессиональный путь еще в начале этого века в одной из первых тогдашних независимых омских газет. Теперь таких – независимых изданий в Омской области уже почти, кажется, и не осталось.

Жители многоквартирных домов в Большеречье просят районный депутатский корпус «урезонить» местных коммунальщиков. Причиной обращения стало увеличение с 1 апреля оплаты услуг ЖКХ на 67,1%. В крайнем случае большереченцы намерены обращаться за помощью к президенту Путину.

Доведенные до отчаяния повышением тарифов жители большереченских многоэтажек встали «на тропу войны» и намерены направить свое обращение к президенту России Владимиру Путину, во Всероссийских Народный фронт и в антимонопольную службу по Омской области, если вслед за главой района в помощи им откажут и районные депутаты.

«Совет старших обращается к вам от имени жильцов рабочего поселка Большеречье с наболевшими вопросами по обслуживанию и содержанию МКД, резкому повышению тарифов на 2014 год.

Жильцы поселка Большеречье три года назад заключили договор на обслуживание и содержание многоквартирных домов (МКД) с вновь организованной по инициативе главы района управляющей компанией - ООО «Большереченский ЖКС».

По мнению Совета старших МКД, на протяжении эти трех лет данная организация не в полной мере выполняла свои договорные обязательства по содержанию и обслуживанию их домов. У жильцов МКД есть претензии к уборке территорий, техосмотру инженерных внутридомовых сетей, ремонту кровли, подъездов, фасадов, подготовке домов к зиме.

В начале 2014 года обслуживающее предприятие в одностороннем порядке, минуя все полагающиеся в таких случаях процедуры обсуждения с жильцами, повысило ежемесячную плату за данную услугу на 47%.

Прокуратура Большереченского района признала такую «инициативу» незаконной и обязала предприятие для начала заручиться поддержкой жильцов. «Естественно, мы не поддержали такое повышение платы, учитывая, что фактически 11,15 рубля за квадратный метр со своих квартир мы платим только за вывоз мусора, так как никаких других работ коммунальщики не выполняют», - прокомментировал один из авторов открытого письма Василий Романчук.

По мнению большереченцев, такое «регулирование тарифов» должно было вызвать интерес у депутатов районного совета, которые бы увидели необоснованность затрат на содержание аппарата. Так, в калькуляции расходов управляющей компании указан 51 человек обслуживающего персонала на одну квартиру.

Однако приказом начальника отдела, заместителя главы Большереченского муниципального района Евгения Сандакова с 1 апреля плата составила уже 12 рублей 62 копейки за кв. метр. То есть повышение платы за услугу произошло уже на 67,1 %.

«Странно при этом слышать о том, что предприятие ООО «Большереченский ЖКК», на уставной капитал которого мы собирали всем миром по просьбе главы района, теперь выросло в неуправляемого монстра, «пожирающего» и бюджет района, и бюджет отдельно взятой семьи», - возмущаются жильцы большереченских многоэтажек.

Под открытым письмом подписались 55 жителей Большеречья.

Источник - газета «Наша иртышская правда». Большереченский район

Большереченский районный суд Омской области - СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело 2-406/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Большереченский районный суд Омской области

В составе председательствующего Шепелиной Е.В.,

При секретаре Малининой Т.М.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Большереченского района Омской области в интересах Острой Ж.А. об обязании администрации Большереченского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения,

Установил:

Прокурор Большереченского района Омской области в интересах Острой Ж.А. обратился в суд с иском к администрации Большереченского муниципального района Омской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Большереченская ЦРБ» в виде получения компенсации расходов по оплате жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязании администрации Большереченского муниципального района Омской области предоставить указанные меры социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указал, что Острая Ж.А. является работником но с 2009 года ей меры социальной поддержки не предоставляются, что нарушает её права.

В судебном заседании помощник прокурора Полтавский К.А. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям.

Острая Ж.А., будучи надлежащим образом извещённой о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия.

Представитель ответчика - администрации Большереченского муниципального района Омской области Кравчук И.В. в судебном заседании требования прокурора не признала, поскольку правовых оснований для обязания администрации осуществлять предоставление социальной поддержки работникам муниципальных медицинских учреждений отсутствуют, т.к. ст. Федерального закона № 131-ФЗ решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений не отнесено к вопросам местного значения и является отдельными государственными полномочиями, которые в настоящее время органам местного самоуправления не переданы и не обеспечены финансированием. Органы местного самоуправления вправе, а не обязаны использовать собственные финансовые средства. Указала также, что субвенция бюджетам муниципальных районов Омской области на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Законом Омской области «Об областном бюджете на 2009-2011 год» для работников здравоохранения не предусмотрена. Кроме того, отсутствует нормативно-правовой акт о предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности на территории Большереченского района, в связи с чем производство по данному делу также подлежит прекращению на основании абзаца 1 ст. . Ссылку заявителя на определение Верховного суда РФ от 28.10.2009 № 50-Г09-20 считает не относящейся к данному делу, т.к. Верховным судом РФ были признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения п. 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» в отношении работников государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Кроме того, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 с 1.01.2012 признаны утратившими силу, а Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», вступивший в силу с 1.01.2012, предоставляет органам местного самоуправления право, а не обязанность устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам. На основании Устава Большереченского муниципального района нормативные правовые акты, предусматривающие осуществление расходов из средств местного бюджета, принимаются решением Совета Большереченского муниципального района, а не администрации Большереченского муниципального района. К спорным правоотношениям просила применить срок исковой давности.

Представитель третьего лица В., требования прокурора признала в полном объеме.

Представители третьих лиц – Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Омской области и Министерства финансов Омской области, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, не просили рассмотреть дело без их участия.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Большереченского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст. Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления»» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ.

Частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 года "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).

Согласно п.2,3 вышеуказанной статьи работникам и неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки в том числе, компенсация расходов на оплату отопления. Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (с изменениями, введенными Законом Омской области от 18.12.2009г. №1212-ОЗ, вступившими в силу с 01.01.2010г.). До 01.01.2010г. компенсация на оплату отопления предоставлялась из расчета 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. – на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м. – на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера), и не рассчитывалась путем деления общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц.

Законом Омской области от 9 декабря 2010 г. N 1313-ОЗ действие статьи 36 названного Кодекса Омской области приостановлено с 1 января по 31 декабря 2011 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010г. Законом Омской области от 29.12.2009г. №1219-ОЗ (ред. от 03.02.2010).

Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки регулируются ст. 37 названного Кодекса Омской области, действие которой приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года Законом Омской области от 24.11.2008 N 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 г.», а с 1 января по 31 декабря 2010г. приостановлено п.п.2 п.1 ст.15 Закона Омской области от 29.12.2009г. №1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010г.».

Согласно п.п.3,4 ст.37 Закона Омской области от 04.07.2008г. №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением неработающих пенсионеров, указанных в абзаце четвертом пункта 1 настоящей статьи).

Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников, расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.

Кроме того, согласно определению Верховного суда РФ от 28.10.2009г. №50-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст.16 Закона Омской области от 24.11.2008г. №1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009г.».

В соответствии с постановлением Пленума ВС РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 г. № 12-П и от 15.05.2006 г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Отсутствие финансирования не освобождает Администрацию Большереченского муниципального района от выполнения данной обязанности, в связи с чем довод жалобы в указанной части не может быть принят во внимание, поскольку суд разрешил спор в рамках публичных правоотношений, применил специальный закон, его регулирующий.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Острая Ж.А. работает по настоящее время.

До 2009 года Острой Ж.А. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения. Впоследствии предоставление таких мер было прекращено в связи с приостановлением действия соответствующих положений этого нормативного акта в 2009-2010 годах. Указанные обстоятельства подтверждаются обращением коллектива МУЗ «Большереченская ЦРБ» от 07.06.2010, ответом администрации Большереченского муниципального района Омской области на указанное обращение от 18.06.2010 № 749, ответом на запрос МУЗ «Большереченская ЦРБ» от 01.09.2011 № 01-9/1051.

Согласно Уставу в период с 23.04.2009 по 31.12.2011 года учредителем являлась администрация Большереченского муниципального района Омской области.

Острая Ж.А. зарегистрирована и проживает по настоящее время по адресу р..

Таким образом, Острая Ж.А. работает и постоянно проживает в сельской местности, регулярно оплачивая коммунальные услуги за освещение и отопление.

Доводы представителя администрации, изложенные в возражениях на заявление, суд не может принять во внимание, поскольку считает, что именно администрация Большереченского муниципального района Омской области без законных на то оснований не исполнила свою обязанность по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, возложенную на них в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и пунктом 50 ст. 35 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.

Факт того, что данные льготы не предоставлялись, поскольку субвенций из областного бюджета администрации Большереченского муниципального района не выделялось, суд также не принимает во внимание, поскольку бюджеты всех уровней самостоятельны, к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района. В данном случае Администрацией Большереченского муниципального района Омской области бюджет надлежащим образом сформирован не был, денежные средства на компенсацию указанных льгот не заложены в бюджет.

Отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, а также факт отсутствия в муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав Острой Ж.А.

Суд признаёт неосновательной ссылку ответчика на вступление с 1.01.2012 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», на основании чего Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 с 1.01.2012 признаны утратившими силу, т.к. к спорному периоду правоотношений Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» не применим.

В тоже время в соответствии со ст. общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Исковые требования прокурора в интересах Острой Ж.А. удовлетворить частично.

Признать право Острой Ж.А. на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Большереченского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки Острой Ж.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Большереченский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: