В чем заключается новаторство некрасова как поэта. Жизнь замечательных людей

Начав с подражания поэтам-романтикам (сборник «Мечты и звуки»), Некрасов в 4О-5(3-е годы переходит на реалистические, демократические позиции. Огромную роль в его идейно-творческом становлении сыграли идеи Белинского.

Стихотворения Некрасова 40-50-х годов отличаются широтой и многоаспектностью тематики» Новаторский характер получило развитие «городских» мотивов в его лирике, страдания бедняков («Пьяница», «На улице»), сатирическое отношениек насильникам и имущим («Нравственный человек», «филантроп», «Колыбельная»). В этот период Некрасов постепенно переходит к теме крепостничества, изображению «деревни» («Псовая охота», «Родина», «Отрывки из путевых записок графа Гаранского»). В любовной лирике перед нами раскрывается внутренний мир демократического героя («Ты всегда хороша несравненное» «Когда из мрака заблужденья»«««, «Я посетил твое кладбище»

В борьбе с активизировавшейся в 50-е годы теорией «чистой поэзии» Некрасов создает стихотворение «Поэт и гражданин», где отстаивает гражданскую поэзию и осознает свою, музу как «музу мести и печали»«

В период общественного подъема 60-х годов Некрасов последовательно развивает идеи революционной демократии» Это прежде всего сказалось в изображении народной жизни («Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская»)» Народ в поэзии Некрасова предстает не только в сфере его тяжелого труда, но и радостной увлеченности, в духовных исканиях. Высоту нравственных принципов, душевную простоту, талантливость - вот то главное, что хочет утвердить Некрасов, приближаясь к народной точке зрения» В то же время он возмущается покорностью крестьянина, терпеливо сносящего издевательства «владельца роскошных палат» («Размышление у парадного подъезда»)» Отрицательно отнесясь к реформе 1861 года (ср. стихотворение 1874 года «Элегия»), он жаждет революции («Душно! Без счастья», «Песня Еремушке»), О своих минутных колебаниях поэт открыто говорит в стихотворении «Рыдать на час»« Особое восхищение своей непреклонностью и верой в великое будущее русского народа вызывают у него вожди революционеров-демократов («Памяти Добролюбова» «На смерть Шевченко», поэма «Несчастные»).

Верой в могучие силы народа проникнуто стихотворение «Железная дорога». Крестьянская тема доминирует в поэмах «Коробейники», «Мороз, Красный нос», где поэт дает ее осмысление с позиций революционной демократии.

Поэма-эпопея «Кому на Руси шить хорошо» показательна исключительной широтой охвата русской пореформенной действительности, постановкой проблемы народного счастья» В изображении противоречий между крестьянами и помещиками в пореформенную эпоху Некрасов беспощадно правдив. Крестьянский мир изображен в его экономическом оскудении (отсутствие земли, тяжелый труд, нищета, голод, непосильные налоги, физическое истощение), обрисованы беззаконие и произвол властей, низкий уровень культуры как результат тяжелого положения народа (невежество, пьянство). В поэме показано постепенное пробуждение протеста у крестьян: Савелий, Нагой - активные бунтари.

Глубоко раскрыты поэтом лучшие черты национального характера любовь к труду, ненависти к угнетателям, честность, широта натуры, моральная стойкость, ясный ум и гуманность» Основную надежду Некрасов возлагает на крестьянскую революцию, и потому образ борца за народ Гриши венчает поэму»

Поэтическое новаторство. Некрасова сказалось во всех областях в самом жанре народной поймы-эпопеи, в сложности и оригинальности композиционного решения, в исключительно глубоком проникновений в стихию русского народного творчества». Народно-поэтическая основа заметна и в лексике поэмы (много слов из сферы крестьянского обихода, диалектизмов, просторечий), а также и в ритмическом строе! дактилизация стиха, использование интонационных особенностей северных русских говоров. В стиле произведения Некрасов блестяще реализовал свой творческий принцип: «важен в поэме стиль, отвечающий теме».

В 70-е годы в поэзии Некрасова усиливаются сатирические тенденции (поэма «Современники»). Замечательны его историко-революционные поэмы, воспевающие декабристов и их иен, - «Русские женщины» и «Дедушка»,

Роль Некрасова в развитии русской поэзии исключительно велика. За Некрасовым последовала целая группа замечательных поэтов-демократов; В. Курочкин, Д. Минаев, М. Михайлов, в творчестве которых возобладала политически злободневная гражданская проблематика» Можно говорить о целой «некрасовской школе». Демократизм и народность лирики Некрасова оказали большое влияние и на поэзию XX века. Художественные принципы творчества Некрасова продолжают развиваться и в современной советской литературе,

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Н. А. Некрасов — выдающийся поэт-новатор . И в закладках появилось готовое сочинение.

Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.

Ключевым произведением, раскрывающим понимание Некрасовым роли поэта и поэзии в жизни, является его стихотворение «Поэт и гражданин». В нем Некрасов говорит о гражданском долге поэта – служить своему народу, порабощенному и измученному, привлекать внимание «ликующей толпы» к его трагической судьбе:

…Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Некрасов в своих стихотворениях описывал безжалостные, но правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей. Поэт любил свой народ, сочувствовал ему и считал борьбу за его счастье и свободу великой целью, ради которой стоит жертвовать жизнью:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь-Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, он требует от поэта гражданского подвига и осуждает пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином, «высоком» назначении поэзии:

…С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

Сатирическим пафосом проникнуто одно из самых известных стихотворений – «Размышление у парадного подъезда». Владельцу роскошных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет бедных, измученных крестьян, нищую Россию-. Крестьяне в стихотворении забиты и покорны:

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами…

Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится подчеркнуть Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбе России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями:


Ты проснешься ль, исполненный сил?

Гражданская позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы. Она запечатлена не в традиционной символике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянки:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Муза Некрасова - это плачущая, скорбящая Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.

Лирический герой поэзии Некрасова представляет собой человека, любящего свой народ, переживающего из-за несправедливого отношения к нему, сочувствующего его несчастью, резко критикующего самодержавно-крепостнический режим и призывающего народ к борьбе за свободу.

Несомненно, что поэзия Некрасова внесла значительный вклад в формирование общественного мнения пятидесятых годов XIX века, повлиявшего на отмену крепостного права в России в 1861 году.

Своей Музе, своему призванию защитника народа Некрасов не изменил до конца жизни.

В стихотворении «Элегия», написанном в 1874 году за три года де смерти, Некрасов пишет:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая – «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна, -

Не верьте, юноши! не стареет она.

Некрасов видел, что после отмены крепостного права экономическое положение крестьян фактически не изменилось, а значит и его «бой» за счастье народа не мог быть прекращен. Своему предназначению поэт остался верен до конца.

Коллекция сочинений: Поэтическое новаторство Н. А. Некрасова

Как справедливо отмечал замечательный литературовед Б. Эйхенбаум, «в числе разнообразных противоречий, накоплен­ных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между «гражданской» и «чистой» поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом». Лирика Н. А. Некрасо­ва - явление в русской поэзии необычное. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Современник В. Г. Белин­ского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, Н. А. Некра­сов стал поэтом революционной демократии, голосом защитни­ков народа. А потому Н. А. , по сравнению даже с таки­ми «гражданами», как А. С. и М. Ю. Лермонтов, пол­ностью переосмысливает роль поэта и назначение поэзии в жизни. Основной его поэтической формулой становятся слова:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Главное для Н. А. Некрасова - социальная направлен­ность его стихотворений, что, кстати, объясняет слова И. С. Тургенева, утверждавшего, что в стихах Н. А. Некра­сова «поэзия не ночевала».

Стремление Некрасова уничтожить тираж сборника своих юношеских стихов «Мечты и звуки» - факт символический. Поэт рвет не со своим неудачным поэтическим прошлым, а с традицией, с усвоенными поэтическими штампами. Некра­сов - поэт непоэтической эпохи - хорошо понимает, что поэт уже не может быть жрецом, «другом лени». Переосмыс­ление всей поэтической системы у него начинается с принци­пиально нового понимания роли и места поэта. Истинный поэт для Н. А. Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать… -

Становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова.

Первым признаком отхода от традиции в творчестве Н. А. Некрасова становится появление большого числа пародий. Сущность этих пародий заключается не в простом осмеивании пародируемого, а в самом ощущении сдвига старой поэтической формы путем ввода прозаической темы и снижения лексики:

Спи, пострел, пока безвредный!

Баюшки-баю,

Тускло смотрит месяц медный

В колыбель твою.

И скучно, и грустно, и некого в карты надуть…

Пока в таких пародиях ощутима связь с исходным произ­ведением, будет возникать комический эффект. Когда же эта связь утрачивается, сама собой решается проблема ввода новых стилистических элементов в старые формы. Пример такого использования и изменения старых форм мы нахо­дим, например, в стихотворении «Извозчик», которое выдер­жано в старой балладной форме:

Парень был Ванюха ражий,

Рослый человек, - Не поддайся силе вражей,

Жил бы долгий век!

Н. А. Некрасов широко использует прием переиначива-ния старых жанров, придания им нового содержания. «Эле­гия» у поэта - это стихотворение о любви, но о любви к на­роду: в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» возникает причудливое сочетание оды и фельетона. Резуль­татом становится то, что Н. А. Некрасов снижает высокие жанры и поднимает жанры бульварной прессы. По словам Андреевского, «Некрасов возвысил стихотворный фельетон до значения крупного литературного произведения». Изме­нение в поэтической системе надо было произвести так, чтобы он (фельетон) однозначно был понят как ликвидация «священной» поэзии. Поэтому появляется новый пафос, новая риторика, новые темы, новый язык.

Но Н. А. Некрасову было необходимо не только заявить о своем отходе от пушкинской традиции в русской поэзии, но и мотивировать его, определить свое к нему отношение. В стихотворении 1856 года «Поэт и гражданин» Н. А. Некра­сов дает своего рода пушкинский подтекст темы поэта, но ут­верждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Н. А. Некрасов, пожалуй, первый начинает пи­сать стихи «на злобу дня», на социальные темы. Постепенно даже человек в его лирике становится немыслим без соци­альной среды. От психологического анализа поэт переходит к анализу социальному. Состояние души человека связыва­ется с жизненными условиями. Главной темой творчества поэта становится «печаль народная», при этом ему удается вызвать у читателя ощущение причастности к описываемо­му, создать впечатление не уникальности, а всеобщности си­туации. В поэзии Н. А. Некрасова вообще велико стремление к типизации. От частного он переходит к целому: показав судьбу Ивана из стихотворения «Орина, мать солдатская», он говорит о судьбе всех солдат, говоря о Дарье, он говорит о судьбе крестьянки вообще.

В русской литературной традиции существовал утвердив­шийся взгляд на поэзию, как на способ выражения чувств, и прозу - как на способ выражения мыслей. Н. А. Некрасов первый посмотрел на эту проблему иначе, сказав, что именно «из гармоничного сочетания этой мысли-прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Такая мысль возникла у Некра­сова не случайно. В непоэтическую эпоху поэзия, если она хотела найти широкую аудиторию, особенно в лице разно­чинцев, должна была опроститься. Именно этот процесс мы и наблюдаем в лирике Н. А. Некрасова. Сюжеты для своих стихотворений он находит в прозе, в очерках, журнальных и газетных заметках. К примеру, сюжет стихотворения «Из-возчик» взят из очерка Погодина «Психологическое явле­ние». Но и это не главное в поэтической системе Н. А. Не­красова. Он постоянно стремится опростить и язык своих произведений. Такие строки, как

Слышь, учитель-ста врезамшись был,

Байт кучер, Иваныч Торопка… -

Надолго укрепили представления о поэзии Н. А. Некрасова как о поэзии неэстетической. Действительно, поэт-гражда­нин полностью освобождается от традиций «высокого язы­ка» поэзии.

Слово в поэзии Н. А. Некрасова, как в прозе, приобретает конкретный смысл. Отсюда - завершенность или даже афо­ристичность концовок его стихотворений:

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Выработанная четкая позиция по отношению к действи­тельности становится причиной того, что поэзия Н. А. Некра­сова лишена всякой нерешительности или неясности. Даже его лирика, даже мучительные переживания в стихотворении «Рыцарь на час» являются результатом не сомнений, а ясного сознания, где правда, а где отклонение от нее. В стихах своих поэт подчеркивает то, что не соответствует идеалу: фабрика для него - «тихий плач и жалобы детей»; вместо великоле­пия Петербурга он видит его «день больной». Это отсутствие сомнения говорит о том, что в поэзии Н. А. Некрасова нет бо­рения, нет разрыва между автором-поэтом и автором-челове­ком, ибо существует поэт-гражданин.

Стиль многих стихотворений Н. А. Некрасов сознательно ориентирует на стиль фольклорный. В его произведения по­падает огромное количество прозаизмов и диалектизмов: «сивка», «молодая бабенка ревет» и т. д. Широко использу­ется фольклорный материал. Переиначиваются пословицы, в них часто содержится символический смысл. К примеру, по­словица «Как у Христа за пазухой» приобретает совершенно иное значение в словах Оболта-Оболдуева о жизни помещи­ков до реформы. Некрасов может даже спорить с народной мудростью. Например, пословице «Чья сила, того и правда» Некрасов противопоставляет свою:

Сила с неправдою

Не уживается…

Н. А. Некрасов умело использует народный стиль: отри­цательные параллелизмы («Не гулял с кистенем я в дрему­чем лесу, // Не лежал я во рву в непроглядную ночь…»), по­вторы основ слова (расплетал-заплетал, целовал-миловал), подхваты предыдущей строки с переносом ее в начало после­дующей («Я свой век погубил за девицу-красу, // За девицу-красу, за дворянскую дочь…»), характерные эпитеты («белая рученька», «буйная голова»), повтор предлогов («по торго­вым селам, по большим городам») и т. д. В стихах появляет­ся большое количество свободных дактилей, весьма харак­терных для народной поэзии. В текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо» вводятся загадки («Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет - тогда ревет»), которые даже могут приобретать форму поэтического сравнения:

А бабы свеклу дергают,

Такая свекла добрая!

Точь-в-точь сапожки красные

Лежит на полосе.

Впрочем, несмотря на то что фольклорные элементы встречаются в лирике Н. А. Некрасова достаточно часто, их использование было не целью, а лишь средством, помогаю­щим поэту достичь в лирике необходимого эффекта. Кстати, кроме элементов народного творчества, Н. А. Некрасов, там где считает необходимым, использует и жанры городского фольклора, такие, как уличный романс и шансонетку.

Н. А. Некрасов принадлежит к числу поэтов, нашедших свою, неповторимую Музу. По словам Б. Эйхенбаума, Н. А. Некрасов был явлением исторически неизбежным и необходимым, он сумел услышать и осуществить голос исто­рии, потому что создал тот тип поэзии, который был необхо­дим для нового восприятия поэтического творчества.

Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.

Ключевым произведением, раскрывающим понимание Некрасовым роли поэта и поэзии в жизни, является его стихотворение «Поэт и гражданин». В нем Некрасов говорит о гражданском долге поэта – служить своему народу, порабощенному и измученному, привлекать внимание «ликующей толпы» к его трагической судьбе:

…Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Некрасов в своих стихотворениях описывал безжалостные, но правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей. Поэт любил свой народ, сочувствовал ему и считал борьбу за его счастье и свободу великой целью, ради которой стоит жертвовать жизнью:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь-Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, он требует от поэта гражданского подвига и осуждает пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином, «высоком» назначении поэзии:

…С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

Сатирическим пафосом проникнуто одно из самых известных стихотворений – «Размышление у парадного подъезда». Владельцу роскошных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет бедных, измученных крестьян, нищую Россию-. Крестьяне в стихотворении забиты и покорны:

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами…

Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится подчеркнуть Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбе России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Гражданская позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы. Она запечатлена не в традиционной символике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянки:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Муза Некрасова - это плачущая, скорбящая Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.

Лирический герой поэзии Некрасова представляет собой человека, любящего свой народ, переживающего из-за несправедливого отношения к нему, сочувствующего его несчастью, резко критикующего самодержавно-крепостнический режим и призывающего народ к борьбе за свободу.

Несомненно, что поэзия Некрасова внесла значительный вклад в формирование общественного мнения пятидесятых годов XIX века, повлиявшего на отмену крепостного права в России в 1861 году.

Своей Музе, своему призванию защитника народа Некрасов не изменил до конца жизни.

В стихотворении «Элегия», написанном в 1874 году за три года де смерти, Некрасов пишет:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая – «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна, -

Не верьте, юноши! не стареет она.

Некрасов видел, что после отмены крепостного права экономическое положение крестьян фактически не изменилось, а значит и его «бой» за счастье народа не мог быть прекращен. Своему предназначению поэт остался верен до конца.



Сочинения по литературе: Поэтическое новаторство Н. А. Некрасова Как справедливо отмечал замечательный литературовед Б. Эйхенбаум, "в числе разнообразных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между "гражданской" и "чистой" поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом". Лирика Н. А. Некрасова - явление в русской поэзии необычное. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Современник В. Г.

Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасов стал поэтом революционной демократии, голосом защитников народа.

А потому Н. А. Некрасов, по сравнению даже с такими "гражданами", как А. С. Пушкин и М. Ю.

Лермонтов, полностью переосмысливает роль поэта и назначение поэзии в жизни. Основной его поэтической формулой становятся слова: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Главное для Н. А.

Некрасова - социальная направленность его стихотворений, что, кстати, объясняет слова И. С. Тургенева, утверждавшего, что в стихах Н. А. Некрасова "поэзия не ночевала". Стремление Некрасова уничтожить тираж сборника своих юношеских стихов "Мечты и звуки" - факт символический.

Поэт рвет не со своим неудачным поэтическим прошлым, а с традицией, с усвоенными поэтическими штампами. Некрасов - поэт непоэтической эпохи - хорошо понимает, что поэт уже не может быть жрецом, "другом лени". Переосмысление всей поэтической системы у него начинается с принципиально нового понимания роли и места поэта. Истинный поэт для Н. А.

Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать... - Становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова. Первым признаком отхода от традиции в творчестве Н. А. Некрасова становится появление большого числа пародий. Сущность этих пародий заключается не в простом осмеивании пародируемого, а в самом ощущении сдвига старой поэтической формы путем ввода прозаической темы и снижения лексики: Спи, пострел, пока безвредный!

Баюшки-баю, Тускло смотрит месяц медный В колыбель твою. Или И скучно, и грустно, и некого в карты надуть... Пока в таких пародиях ощутима связь с исходным произведением, будет возникать комический эффект. Когда же эта связь утрачивается, сама собой решается проблема ввода новых стилистических элементов в старые формы. Пример такого использования и изменения старых форм мы находим, например, в стихотворении "Извозчик", которое выдержано в старой балладной форме: Парень был Ванюха ражий, Рослый человек, - Не поддайся силе вражей, Жил бы долгий век! Н. А. Некрасов широко использует прием переиначивания старых жанров, придания им нового содержания. "Элегия" у поэта - это стихотворение о любви, но о любви к народу: в стихотворении "Размышления у парадного подъезда" возникает причудливое сочетание оды и фельетона.

Результатом становится то, что Н. А. Некрасов снижает высокие жанры и поднимает жанры бульварной прессы. По словам Андреевского, "Некрасов возвысил стихотворный фельетон до значения крупного литературного произведения". Изменение в поэтической системе надо было произвести так, чтобы он (фельетон) однозначно был понят как ликвидация "священной" поэзии. Поэтому появляется новый пафос, новая риторика, новые темы, новый язык. Но Н.

А. Некрасову было необходимо не только заявить о своем отходе от пушкинской традиции в русской поэзии, но и мотивировать его, определить свое к нему отношение. В стихотворении 1856 года "Поэт и гражданин" Н. А.

Некрасов дает своего рода пушкинский подтекст темы поэта, но утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Н. А. Некрасов, пожалуй, первый начинает писать стихи "на злобу дня", на социальные темы.

Постепенно даже человек в его лирике становится немыслим без социальной среды. От психологического анализа поэт переходит к анализу социальному. Состояние души человека связывается с жизненными условиями. Главной темой творчества поэта становится "печаль народная", при этом ему удается вызвать у читателя ощущение причастности к описываемому, создать впечатление не уникальности, а всеобщности ситуации. В поэзии Н. А.

Некрасова вообще велико стремление к типизации. От частного он переходит к целому: показав судьбу Ивана из стихотворения "Орина, мать солдатская", он говорит о судьбе всех солдат, говоря о Дарье, он говорит о судьбе крестьянки вообще. В русской литературной традиции существовал утвердившийся взгляд на поэзию, как на способ выражения чувств, и прозу - как на способ выражения мыслей. Н. А. Некрасов первый посмотрел на эту проблему иначе, сказав, что именно "из гармоничного сочетания этой мысли-прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия". Такая мысль возникла у Некрасова не случайно.

В непоэтическую эпоху поэзия, если она хотела найти широкую аудиторию, особенно в лице разночинцев, должна была опроститься. Именно этот процесс мы и наблюдаем в лирике Н. А. Некрасова. Сюжеты для своих стихотворений он находит в прозе, в очерках, журнальных и газетных заметках. К примеру, сюжет стихотворения "Извозчик" взят из очерка Погодина "Психологическое явление". Но и это не главное в поэтической системе Н. А. Некрасова.

Он постоянно стремится опростить и язык своих произведений. Такие строки, как Слышь, учитель-ста врезамшись был, Байт кучер, Иваныч Торопка... - Надолго укрепили представления о поэзии Н. А. Некрасова как о поэзии неэстетической. Действительно, поэт-гражданин полностью освобождается от традиций "высокого языка" поэзии. Слово в поэзии Н. А. Некрасова, как в прозе, приобретает конкретный смысл.

Отсюда - завершенность или даже афористичность концовок его стихотворений: То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть. Выработанная четкая позиция по отношению к действительности становится причиной того, что поэзия Н. А. Некрасова лишена всякой нерешительности или неясности. Даже его лирика, даже мучительные переживания в стихотворении "Рыцарь на час" являются результатом не сомнений, а ясного сознания, где правда, а где отклонение от нее.

В стихах своих поэт подчеркивает то, что не соответствует идеалу: фабрика для него - "тихий плач и жалобы детей"; вместо великолепия Петербурга он видит его "день больной". Это отсутствие сомнения говорит о том, что в поэзии Н. А. Некрасова нет борения, нет разрыва между автором-поэтом и автором-человеком, ибо существует поэт-гражданин. Стиль многих стихотворений Н. А. Некрасов сознательно ориентирует на стиль фольклорный. В его произведения попадает огромное количество прозаизмов и диалектизмов: "сивка", "молодая бабенка ревет" и т. д.

Широко используется фольклорный материал. Переиначиваются пословицы, в них часто содержится символический смысл. К примеру, пословица "Как у Христа за пазухой" приобретает совершенно иное значение в словах Оболта-Оболдуева о жизни помещиков до реформы. Некрасов может даже спорить с народной мудростью. Например, пословице "Чья сила, того и правда" Некрасов противопоставляет свою: Сила с неправдою Не уживается... Н. А. Некрасов умело использует народный стиль: отрицательные параллелизмы ("Не гулял с кистенем я в дремучем лесу, // Не лежал я во рву в непроглядную ночь..."), повторы основ слова (расплетал-заплетал, целовал-миловал), подхваты предыдущей строки с переносом ее в начало последующей ("Я свой век погубил за девицу-красу, // За девицу-красу, за дворянскую дочь...

"), характерные эпитеты ("белая рученька", "буйная голова"), повтор предлогов ("по торговым селам, по большим городам") и т. д. В стихах появляется большое количество свободных дактилей, весьма характерных для народной поэзии. В текст поэмы "Кому на Руси жить хорошо" вводятся загадки ("Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет - тогда ревет"), которые даже могут приобретать форму поэтического сравнения: А бабы свеклу дергают, Такая свекла добрая! Точь-в-точь сапожки красные Лежит на полосе. Впрочем, несмотря на то что фольклорные элементы встречаются в лирике Н. А. Некрасова достаточно часто, их использование было не целью, а лишь средством, помогающим поэту достичь в лирике необходимого эффекта. Кстати, кроме элементов народного творчества, Н.

А. Некрасов, там где считает необходимым, использует и жанры городского фольклора, такие, как уличный романс и шансонетку. Н. А. Некрасов принадлежит к числу поэтов, нашедших свою, неповторимую Музу.

По словам Б. Эйхенбаума, Н. А. Некрасов был явлением исторически неизбежным и необходимым, он сумел услышать и осуществить голос истории, потому что создал тот тип поэзии, который был необходим для нового восприятия поэтического творчества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: