Военные походы фараонов. Конспект урока по истор на тему "военные походы фараонов" Описать картину войско фараона в походе рисунок

Конспект урока по истории для 5 класса «Военные походы фараонов»

Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки

Описание и назначение:
Материал представляет собой развернутый конспект урока по истории Древнего Египта и предназначен для учителей, работающих по учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История древнего мира, 5 класс» (любое издание). Занятие отличает определяющая роль учителя, сбалансированная активной обратной связью с учащимися. Благодаря дословному изложению материала, конспект очень прост и удобен в работе, позволяя учителю контролировать ход урока и деятельность учащихся.
Цель:
Сформировать у учащихся представление об устройстве египетского войска, завоевательных походах фараонов и размерах древнеегипетской державы.
Задачи:
1. Совместно сформулировать тему урока и составить его план;
2. Совместно изучить вопрос «Состав и вооружение войска»;
3. Совместно изучить вопрос «Походы фараонов»;
4. Совместно выполнить схематический рисунок «Древний Египет»;
5. Совместно обобщить знания, подвести итоги занятия.
Используемые шрифты:
Обычный: текст учителя, произносимый на уроке.
Курсив: авторские комментарии к тексту и ответы учащихся.
Подчеркнутый: материал, предназначенный для письменной записи учащихся.

Ход урока

Мотивационно-целевой этап
Ребята! Мы продолжаем изучение большой темы «Древний Египет». На прошлых занятиях мы познакомились с местонахождением и природными условиями Египта, узнали, когда в долине Нила возникло государство, и каким было его устройство. Кроме того мы рассмотрели образ жизни и положение различных групп древнеегипетского общества. Давайте вспомним, с какими социальными группами мы уже познакомились?
Ответ учащихся:
Мы познакомились с жизнью простых египтян – крестьян и ремесленников, а также с жизнью тех, кто ими повелевал – писцами, вельможами и фараонами.

Правильно. А теперь подумайте, ребята, о какой части египетского общества мы еще почти ничего не говорили и, соответственно, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Ответ учащихся:
Мы не говорили о воинах! Соответственно тему урока можно назвать так (варианты ответов): «Египетское войско», «Воины на службе фараона», «Жизнь египетских воинов».

Итак, сегодня мы будем говорить о египетском войске и о войнах. Я предлагаю остановиться на том названии, которым озаглавлен соответствующий параграф учебника и записать его в качестве темы урока (в качестве названия темы можно взять и один из вариантов, предложенных учащимися).
Запись в тетради:
Военные походы фараонов.
Составим план нашего занятия. Хорошенько подумайте, ребята, какие именно сведения о жизни египетского войска нам нужно узнать, чтобы составить полное и всестороннее впечатление о нем? При составлении плана имейте в виду, что военная служба имеет особый характер, а работа воинов совсем не похожа на труд крестьян или ремесленников.
Как показывает практика, варианты ученических планов не отличаются особым разнообразием. В основном план урока, самостоятельно составленный учащимися, состоит примерно из трех звеньев:
1) Оружие воинов;
2) Образ жизни воинов;
3) Воины в походе.
Данный план почти совпадает с соответствующими пунктами параграфа, поэтому после некоторой литературной обработки его вполне можно взять за основу занятия, предложив учащимся записать совместно выработанный план в тетрадях.
Запись в тетради:

План урока:
1) Состав и вооружение войска;
2) Походы фараонов;
3) Положение простых и знатных воинов.

Совместными усилиями мы составили план урока, и теперь наша задача – рассмотреть все поставленные в нем вопросы. Начинаем.
Этап изучения нового материала
1. Состав и вооружение войска

Большое, мощное и постоянное войско было предметом особых забот и гордости всех египетских фараонов. Хорошо вооруженные и обученные воины были нужны правителям Египта для захвата новых земель, укрепления своего могущества, а также для подавления крестьянских восстаний в стране. Что же представляло собой египетское войско? Какое оружие использовали египетские воины?
Сразу отметим, что египетское войско делилось на две части: пехоту и боевые колесницы.
Запись в тетради:
Состав египетского войска:
1) Пехота;
2) Боевые колесницы.

Пехотинцы, то есть пешие воины набирались из крестьян и представляли собой главную военную силу. Чем они были вооружены? Откройте параграф учебника № 9 и найдите в нем следующее изображение.


Опираясь на изображение, опишите вооружение египетских пехотинцев.
Ответ учащихся:
На рисунке мы видим пехотинцев, вооруженных луками, длинными копьями, мечами. Для обороны воины использовали щиты.

Обратите внимание, ребята, что колющие и рубящие части оружия сделаны из металла. А как вы думаете, из какого именно металла?
Варианты ответов учащихся:
Из меди, из железа.

Неверно. Железа египтяне еще не знали, а медь для этих целей была слишком мягким металлом. Откройте пункт «1. Отряды пеших воинов» и найдите в нем название нового металла, который освоили египтяне.
Ответ учащихся:
Бронза – сплав меди и олова.

Верно. А теперь запишем в тетрадях все, что мы узнали о египетской пехоте.
Запись в тетради:
Пехота – отряды пеших воинов, набиравшихся из крестьян. Оружие пехотинцев: лук, длинное копье, топор, меч, щит. Наконечники копий, лезвия и клинки делали из бронзы – сплава меди и олова.
Другую часть египетского войска составляли боевые колесницы. В отличие от пехотинцев они передвигались не пешком, а в специальных повозках, которые вы можете видеть на уже знакомом вам изображении. Что же представляли собой боевые колесницы?
Ответ учащихся:
Египетские колесницы представляли собой двухколесные повозки, запряженные конями. В повозке находились два человека, один из которых управлял конями, а другой – стрелял из лука.

Все верно. Кроме стрел воины-колесничие также использовали дротики – короткие копья для метания. Как вы думаете, ребята, кому принадлежали боевые колесницы? Могли ли простые крестьяне стать колесничими?
Ответ учащихся:
Вряд ли простые крестьяне могли стать колесничими, ведь колесница вместе с лошадьми стоила больших денег. Скорее всего, колесничими были богатые и знатные люди.
Совершенно верно. Служба колесничими была привилегией богатых классов. Они же были больше всего заинтересованными в военных походах, которые позволяли им обогатиться. Мы подходим ко второму вопросу нашего плана – «Походы фараонов», но перед этим запишем то, что мы узнали про колесничих.
Запись в тетради:
Боевые колесницы – двухколесные повозки, запряженные конями. Один колесничий управлял конями, другой – стрелял из лука или метал дротики. Колесничими были богатые и знатные египтяне.
2. Походы фараонов
В период своего могущества египетские фараоны совершали походы на юг (где находилась страна Нубия), на запад (где находилась Ливия) и на северо-восток (Синайский полуостров и выше – Палестина, Сирия, Финикия). Богатства этих стран очень привлекали фараонов и египетских вельмож, а какие именно это были богатства – об этом вы прочитаете в пункте «3. Войско возвращается домой».
Учащиеся читают первые три абзаца третьего пункта, после чего называют богатства названных стран: Нубия – золото, Ливия – скот, Синайский полуостров – медь.
Около 1500 года до нашей эры фараон Тутмос совершил самые большие завоевания в истории Египта, превратив его в великую мировую державу, протянувшуюся с севера на юг на 3500 километров. Интересна личность Тутмоса. Его имя буквально переводится как «Тот (бог мудрости) родил его». Он правил почти 54 года, совершил много военных походов и при этом не проиграл ни одного сражения. Это был величайший полководец Древнего мира и первая историческая личность, которую мы должны запомнить.
В учебнике прилагается карта завоевательных походов Тутмоса. Наша задача – изобразить эту карту в виде схематического рисунка. Но перед этим сделаем поясняющую запись в тетрадях.
Запись в тетради:
1500 год до нашей эры – Завоевания фараона Тутмоса.
Карта «Египет в 1500 году до нашей эры»

Теперь, ребята, отступите пару строчек и начертите в тетрадях квадрат со стороной 10 сантиметров.
(Алгоритм выполнения рисунка учитель показывает на доске)


Далее аккуратно выполняем схематический рисунок по образцу.


Делаем надписи на соответствующих территориях и обозначаем стрелки завоевательных походов.


Карта готова. По возможности территорию Египта можно закрасить зеленым цветом.


Ребята! Рисование карты в тетрадях заняло много времени и, тем не менее, это оправданный шаг: вы еще недостаточно хорошо знаете географию, а без нее трудно сохранить в памяти местонахождение отдельных стран, их территории и новые для вас названия. К следующему уроку вы должны уметь показывать на карте территорию Египта, зависимых стран, направления завоевательных походов. После изучения всей темы «Древний Египет» вы также выполните задания в контурных картах.
У нас остался один неразобранный вопрос – «Положение простых и знатных воинов». Вопрос слабо освещен в учебнике и дает достаточно простора для проявления вашей собственной фантазии. Поэтому я думаю, что не будет ошибкой, если вы возьмете его на самостоятельное изучение, выполнив специальное задание, о котором будет сказано в конце урока. А пока обобщим то, что мы узнали сегодня на уроке.
Этап обобщения знаний
Фронтальный опрос.
- На какие две части или, выражаясь современным языком, на какие два рода делилось египетское войско?
- Египетское войско делилось на пехоту и боевые колесницы.
- Что означает слово «пехота»?
- Пехота – это войско, состоящее из отрядов пеших воинов.
- Какое оружие было у пехотинцев, и из каких классов египетского общества они происходили?
- Пехотинцы набирались из крестьян и были вооружены луками, мечами, копьями и топорами. Металлические части оружия были сделаны из бронзы.
- Что такое бронза?
- Сплав меди и олова.
- Что представляли собой боевые колесницы?
- Боевые колесницы представляли собой двухколесные повозки, запряженные конями. В колеснице находилось два человека: управляющий и стрелок.
- Какое оружие использовал стрелок?
- Лук со стрелами и короткие копья – дротики.
- Кто мог служить колесничими?
- Богатые и знатные люди.
- Кто возглавлял египетское войско?
- Фараон.
- Как звали фараона, который совершил самый большие завоевания и когда это произошло?
- Около 1500 года до нашей эры фараон Тутмос совершил самые большие завоевания.
Этап обобщения знаний завершается вызовом к доске отдельных учеников, которые показывают на карте территорию Египта, направления завоевательных походов и покоренные страны.
За пять минут до конца урока учитель подводит его итоги, выставляя отметки самым активным ученикам и выборочно проверяя качество нарисованных в тетрадях карт.
Домашнее задание: § 9 – пересказ, выучить записи в тетради, выполнить письменное задание «Рассказ от имени египетского пехотинца (или колесничего) о походе в чужую страну» (при этом в рассказе должны быть отражены результаты походы для пехотинца (колесничего).

Объясните значение слов:

  • Бронза - сплав меди и олова.
  • Пехотинец - воин пешего отряда. Ведет сражение в строю или участвует в одиночных схватках. Пехотинец вооружен орудиями ближнего боя - копьем, коротким мечом или длинным кинжалом, топором. Для защиты используется щит.
  • Боевая колесница - большая двухколёсная повозка, использующая как движущую силу скаковых животных. Экипаж боевой колесницы - возничий, управляющий лошадьми, и колесничий - воин, стреляющий из лука и метающий копья.
  • Дыш­ло - толстая оглобля, прикрепляемая к передней оси экипажа, повозки, колесницы при парной запряжке лошадей.
  • Возница - человек, управляющий лошадьми, запряженными в повозку.
  • Колесничий - воин, осуществляющий обстрел неприятеля с колесницы. Колесничие были вооружены луком и легкими метательными копьями.
  • Дротик - метательное оружие, представляющее собой копьё, несколько уменьшенное и облегчённое по сравнению с копьями для конного или рукопашного боя и соответствующим образом уравновешенное для удобства метания. В качестве боевого и охотничьего оружия дротики применялись войсками многих народов и стран мира, начиная с древнейших времен.
  • Наёмное войско - вооруженное подразделение, состоящее из наемных, профессионально обученных солдат. Наемное войско вступало в вооружённый конфликт не из идеологических, национальных, политических соображений, и не принадлежало ни к одной заинтересованной в исходе конфликта идеологической группе. Наемники воевали по контракту, их услуги оплачивались нанимателем. В Древнем Египте широко использовались наемные войска, состоящие из нубийцев (начиная с позднего Древнего царства), семитов из будущей Палестины (Среднее и Новое царства), шерданов, ливийцев, в Поздний период в качестве наёмников в армию привлекались финикийцы, карийцы и греки.

Проверьте себя

1. Каким оружием пользовались египетские воины?

В армии Древнего Египта существовало несколько родов войск, которые сражались разным оружием и применяли различную тактику ведения боя. Различали три рода войск: пехота, колесничные и военно-морской флот.

Пехотинцы сражались в строю, их оружием были в основном копья, кинжалы или топорики. Для защиты использовался легкий щит. Из пехоты выделялись отдельные стрелковые подразделения, которые использовали оружие дальнего боя: пращи, аналогичные бумерангам метательные дубинки, метательные копья и дротики, композитные луки со стрелами. Колесничные войска представляли собой мобильные подразделения, состоящие из 10, 50 или 250 колесниц. Войны на колесницах были вооружены луком и метательными копьями. Военно-морские корабли применялись для сражений на воде и перевозке солдат к месту боя.

2. Как были устроены колесницы? Какую роль они играли в сражениях?

Колесница представляла собой огражденную площадку на двух колесах, запряженную парой лошадей. На площадке колесницы стояли возничий, управляющий колесницей, и колесничий - воин, стреляющий из лука или метающий легкие копья и дротики. Колесницы использовались на равнинной местности для разведки, внезапного нападения, пробивания пешего строя противников и преследования бегущего врага. Легкая колесница имела большую маневренность, что позволяло ей осуществлять быстрые развороты и повторные атаки.

3. С какими целями фараоны содержали большое войско?

Сам Древний Египет был не очень богат природными ресурсами. Зато его соседи имели то, что можно было захватить, используя военную силу: Нубия на юге славилась золотыми рудниками, племена ливийцев на западе - большими стадами домашнего скота, на северо-востоке лежал богатый медью Синайский полуостров, а за ним азиатские страны - Палестина, Сирия, Финикия. Фараоны содержали большое войско, чтобы расширять территорию, подчиненную Египту, увеличивая его славу и богатство.

4. Как егип­тяне описывали судьбу простого воина в походе?

Рядовому воину доставались лишь тя­готы походной жизни. Египтяне так опи­сывали его судьбу: бредёт он по горам и пустыням; как осёл, тащит на спине запасы питья и чёрствых лепёшек; терпит голод и жажду; как скот, ест траву и пьёт про­тухшую воду. В сражениях получает раны, а от своих командиров побои. Служит он вдали от жены и детей, домой возвращает­ся больным. Семья его бедствует без кор­мильца: поля пустеют, посевы топчут беге­моты и уничтожают птицы.

5. Были ли результаты военных побед одинаковы для фараона, командиров и рядовых воинов?

Результаты военных побед не были одинаковыми для фараона, командиров и рядовых воинов. Фараон получал всю славу и добычу, которую он делил между командирами и воинами из знатных родов. Рядовые воины не участвовали в дележе добычи, поэтому занимались грабежами завоеванных территорий.

Поработайте с картой (см. с. 47). Найдите территорию Египетского царства при фараоне Тутмосе и соседние страны.

Территория египетского царства при фараоне Тутмосе (около 1500 г. до н.э.) обозначена зеленым цветом. Завоевательные походы египетская армия осуществляла в близлежащие страны. На карте указаны следующие направления:

  1. Ливийские племена - богаты домашним скотом;
  2. Нубия - богата золотыми рудниками;
  3. Синай - богат медными рудниками;
  4. Палестина (город Мегиддо);
  5. Финикия (город Тир);
  6. Сирия (город Кадеш).

ВОЙСКО было организовано в форме военных поселений, расположенных в центре страны и на наиболее угрожаемых направлениях; главные силы находились в Нижнем Египте, который часто подвергался нападениям: меньше поселений было в Верхнем Египте, так как соседние нубийские племена не могли быть серьезным противником египтян вследствие своей раздробленности. Больше того, покоренные нубийские племена были обязаны давать Египту определенное количество воинов для несения внутренней «полицей-ской» службы. Во время больших походов фараоны усиливали свое войско за счет покоренных соседних племен. Этих воинов нельзя считать наемниками, так как нет никаких данных о том, что за участие в походе они получали какую-либо плату. Можно лишь предположить о праве их на какую-то долю в военной добыче.

В документах времен Древнего царства упоминается «дом оружия» - своего рода военное ведомство, в ведении которого находилось изготовление оружия, постройка кораблей, снабжние войска и постройка оборонительных сооружений. Данных о численности египетского войска периода Древнего царства нет. В отношении флота имеется лишь одно упоминание об отряде из 40 кораблей, посланном за кедрами.

На вооружении воинов Древнего царства были: булава с каменным наконечником, боевой топор из меди, копье с каменным наконечником, боевой кинжал из камня или меди. В более ранний период широко применялся бумеранг. Основным оружием служили лук и боевой топор. В качестве защитного оружия воины имели деревянный щит, обтянутый мехом.

Войско состояло из отрядов. Дошедшие до нас источники говорят о том, что воины занимались боевой подготовкой, которой ведал специальный начальник военного обучения. Уже в период Древнего царства египтяне применяли построение шеренгами. Все воины в строю имели однообразное оружие.

Египетская крепость в Семнэ. Реконструкция

Крепости периода Древнего царства были различной формы (круг, овал или прямоугольник). Крепостные стены иногда имели круглые башни в форме усеченного конуса с площадкой наверху и бруствером. Так, крепость около Абидоса пост роена в форме прямоугольника; длина ее сторон достигала 125 и 68 м, высота стен - 7-11 м, толщина в верхней части - 2 м. У крепости были один главный и два дополнительных входа. Крепости в Семнэ и Куммэ были уже сложными оборонительными сооружениями, имевшими выступы, стены и башню.

Изображение на стенах гробницы Инти в Дешаша

При штурме крепостей египтяне применяли штурмовые лестницы с деревянными дисковыми колесиками, облегчавшими их установку и передвижение вдоль крепостной стены. Брешь в крепостных стенах пробивали большими ломами. Так зарождалась техника и способы штурма крепостей. Египтяне не были прирожденными мореходами, и долгое время их плавания ограничивались Нилом и прилегающими к нему каналами, представлявшими среди окружавших страну гор и пустынь удобнейшие пути сообщения. Отсутствие лесов, за исключением акации - твердого и мало пригодного для кораблестроения дерева, заставляло долгое время строить (или, как они называли, «вязать») суда из длинных связок папируса - тростника, в изобилии растущего в стране. Со временем египтянам пришлось использовать в кораблестроении и акацию.

Корабли египтян были гребные, но на них имелись паруса. На каждом корабле находилась постоянная команда с начальником во главе. Отряд кораблей возглавлял начальник флота. Постройкой кораблей ведал так называемый строитель кораблей. Было создано «два больших флота»: один - в Верхнем, другой - в Нижнем Египте.

Морские корабли совершали рейды по Средиземному морю.

Организация Египтского войска в эпоху Среднего царства

ТЕРРИТОРИЯ Египта в период Среднего царства составляла примерно 35 тысяч кв. км. Численность населения его, по данным древних авторов и современным исчислениям, равнялась приблизительно 7 миллионам человек. Судя по имеющимся данным о наборе в одном из номов (один воин от ста мужчин), египетское войско могло состоять из нескольких десятков тысяч воинов. В поход обычно выступало несколько тысяч воинов. Фараон имел при себе «людей свиты», составлявших его личную охрану, и «спутников правителя» - группу преданных ему знатных воинов, из состава которой назначались военачальники: «начальник войска», «начальник новобранцев», «военный начальник Среднего Египта» и другие начальствующие лица.

Вооружение египетских воинов периода Среднего царства по сравнению с прошлым периодом несколько улучшилось, так как обработка металла стала более совершенной. Копья и стрелы имели теперь наконечники из бронзы. Оружие ударного действия оставалось прежним: боевой топор, копье до 2 м длиной, булава и кинжал.

В качестве метательного оружия применялись копье для метания,бумеранг, праща для метания камней, лук. Появился усиленный лук, который повышал дальность полета стрелы и точность ее попадания.

Стрелы имели наконечники различной формы и оперение; длина их колебалась от 55 до 100 см. Обычные для древнего Востока стрелы с листовидным наконечником, первоначально кремневым, а затем медным и бронзовым, были менее эффективным оружием, чем введенные скифами во второй четверти I тысячелетия стрелы с граненым наконечником - костяным или бронзовым. Щит, обитый мехом, высотой в половину человеческого роста продолжал оставаться единственным защитным снаряжением.

В период Среднего царства была усовершенствована организация войска. Подразделения теперь имели определенную численность 6, 40, 60, 100, 400, 600 воинов. Отряды насчитывали 2, 3, 10 тысяч воинов. Появились подразделения однообразно вооруженных воинов - копейщиков и лучников, которые имели порядок построения для движения; двигались колонной в четыре ряда по фронту и в десять шеренг глубиной.

За свои заслуги воины продвигались по службе, получали землю, скот, рабов или же награждались «золотом похвалы» (вроде ордена) и украшенным боевым оружием.

С запада и востока доступ в Египет был надежно защищен Ливийской и Аравийской пустынями.

Для защиты южной границы было построено три линии крепостей в районе первого и второго порогов Нила. Крепости стали более совершенными: они теперь имели зубцы, которые прикрывали оборонявшихся воинов; выступавшие башни для обстрела подступов к стене; ров, затруднявший подход к стене. Крепостные ворота были защищены башнями. Для вылазок устраивались небольшие выходы. Большое внимание уделялось снабжению гарнизона крепости водой, устраивались колодцы или скрытые выходы к реке.

Из сохранившихся остатков древнеегипетских крепостей того периода наиболее характерной является крепость в Миргиссе, построенная в форме прямоугольника.

Эта крепость имеет внутреннюю стену высотой 10 м с выступающими башнями, расположенными на расстоянии 30 м одна от другой на противоположном от реки фасе, и ров шириной 8 м. В 25 м от внутренней стены построена внешняя стена, которая охватывает крепость с трех сторон; с четвертой стороны круто обрывается к реке скала. Внешняя стена окружена рвом шириной 36 м. Кроме того, на скалистых выступах были построены выдвинутые вперед стенки, примыкающие к углам крепости и позволяющие фланкировать подступы со стороны реки. Другие стенки защищали главный вход в крепость. Крепость в Миргиссе являлась уже сложным оборонительным сооружением, в основу которого было положено требование фланкирования подступов. Это было шагом вперед в развитии фортификации - одной из отраслей военного искусства.

Самым уязвимым местом в обороне страны был север - низовья в месте впадения Нила в Средиземное море были открыты для завоевателей. Когда власть фаронов в стране была сильна, именно здесь египтяне держали основную часть своего флота и сухопутной армии. Но во время восстаний против царской власти оборона северных рубежей резко ослаблялась, и азиаты-кочевники могли беспрепятственно проникать в Египет.

Фараоны и их военачальники старались воевать быстро, чтобы уже через несколько месяцев вернуть войска домой. Нередко египетское войско возвращалось домой после трех-, четырехмесячного похода, захватив лишь одну-две небольшие крепости. Крупные сражения случались редко - полководцы берегли солдат, которых они называли «стадом Бога».

Организация Египтского войска в эпоху Нового царства

ЕГИПЕТСКОЕ войско в период Нового царства представляло собой военную касту, которая делилась по возрасту или по продолжительности службы на две группы, различавшиеся по одежде, которую они носили. Первая группа, по данным Геродота, насчитывала до 160 тысяч человек, вторая - до 250 тысяч. Надо полагать, что эти цифры дают численность всей военной касты, включая стариков и детей, а возможно и женщин. Так что в поход в лучшем случае могли выступить лишь десятки тысяч воинов.

Большая часть воинов Нового царства была вооружена мечами, значительную роль в бою играл лук. Улучшилось защитное вооружение: воин кроме щита имел еще шлем и панцирь из кожи с прикрепленными бронзовыми пластинками. Важной частью войска были боевые колесницы. Колесница представляла собой деревянную площадку (1х0,5 м) на двух колесах, к которой наглухо прикреплялось дышло. Передняя часть и борта колесницы обшивались кожей, что защищало от стрел ноги боевого экипажа, состоявшего из возницы и одного бойца. В колесницу впрягали двух лошадей.

Главную силу египетского войска составляла пехота, которая после введения однообразного вооружения состояла из лучников, пращников, копейщиков, воинов с мечами. Наличие одинаково вооруженной пехоты поставило вопрос о порядке ее построения.

Если в более раннее время египтяне сражались глубокими сомкнутыми построениями в форме колонн, то в дальнейшем, в результате усовершенствования оружия и приобретения боевого опыта, глубина построения уменшается, а фронт удлиняется, - это вызывалось необходимостью использовать большее количество воинов и оружия при одновременном действии. Боевой строй тяжелой пехоты египтян состоял из одной сомкнутой линии в 10 и более шеренг в глубину. Боевые колесницы были подвижной силой боевого порядка египтян. Тесно сомкнутое построение в 10 и более шеренг в глубину (фаланга)было введено впервые не в Древней Греции, а в странах ДревнегоВостока.

Тактика египтян сводилась главным образом к фронтальной атаке.

Сражение до появления боевых колесниц начинали пешие воины - лучники и метатели дротиков, затем противники сближались и решали его исход рукопашной схваткой. С появлением колесниц сражение усложнилось - колесницы, например при Paмсесe II, строились в одну разомкнутую линию и располагались впереди, на флангах и позади пехоты. Атака колесниц имела целью первым ударом расстроить ряды противника. Успех сражения зависел от сочетания действий боевых колесниц и пехоты.

Боевые колесницы, кроме того, были сильным средством преследования противника. Во время похода египетское войско делилось на несколько отрядов, которые двигались колоннами. Вперед обязательно высылалась разведка. При остановках египтяне устраивали укрепленный лагерь из щитов. При штурме городов они применяли построение, называемое «черепахой» (навес из щитов, прикрывавший воинов сверху), таран, винею (низкий навес из виноградных лоз, покрытых дерном, - для защиты воинов при осадных работах) и штурмовую лестницу.

Снабжением войск ведал специальный орган. Продукты выдавались со складов по определенным нормам. Существовали специальные мастерские по изготовлению и ремонту оружия.

В период Нового царства египтяне имели сильный флот. Корабли оснащались парусами и большим количеством весел.

По некоторым данным, носовая часть корабля была приспособлена для нанесения таранного удара вражескому кораблю.

МОУ Марфинская средняя общеобразовательная школа

Тема: «Военные походы фараонов»

Разработала и провела:

учитель истории

Москва 2007
Тема урока: «Военные походы фараонов»

Да поступит повелитель так, как будет ему удобно,

ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости.

(Из египетской летописи)

Цели урока:

Познакомить учащихся с особенностями формирования египетской армии, с направлением внешней политики, совместно с учащимися установить цель военных походов;

Учить школьников работе с историческими документами, умению делать выводы на основе полученных знаний, а также устанавливать причинно-следственные связи;

Формировать умение работать с историческими и контурными картами;

Помочь учащимся правильно определить цель военных походов и их

Результативность.

Оборудование:

Карта «Древний Египет»,

Схема «Древнеегипетская армия»,

Контурные карты.

Словарная работа :

Возничий,

Дротики,

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания по вариантам.

I вариант - выполняет письменную работу по заданиям, написанным на доске.

1. Дать определение следующим словам: вельможа , налоги, дельта, фараон.

2. Построить логическую цепочку по степени важности занимаемых должностей в государстве: писец, фараон, земледелец, вельможа, сборщик налогов, раб, воин.


3. Определить, что здесь является лишним: шадуф, амулет, Нил, насыпи, ил, дельта.

(Работу проверяют ассистенты)

II вариант - развернутый ответ.

Рассказ от имени очевидца египетской гробницы.

Рассказ по выполненному рисунку «В усадьбе вельможи» (творческое задание).

Беседа о жизни вельможи во дворце.

(Делается вывод совместно с учащимися)

III. Работа над новым материалом.

(Учитель обращает внимание школьников к эпиграфу урока)

Сейчас вы услышите отрывок из стихотворения о жизни древних египтян. Ответьте на вопрос: «За что его величество хвалил вельможу?»

Разорив соседнюю страну,

Это войско вернулось благополучно,

Это войско вернулось благополучно,

Захватив много пленных,

Его величество хвалил меня за это чрезвычайно

(Ответ: за удачу в военных походах)

Вот так и называется наша тема урока «Военные походы». Мы выясним с вами, что собой представляет египетское войско, из кого оно формировалось, куда и с какой целью оно совершало военные походы. Работаем по плану.

План урока:

1. Египетское войско.

2. Военные походы.

1. (Работа по схеме)

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ АРМИЯ

соединения

5000 воинов:

4000 пехота +

1000 колесничье войско

ТЕЛОХРАНИТЕЛИ А ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОИНЫ ПЕХОТА КОЛЕСНИЧЬЕ ВОЙСКО

тяжеловооруженная легковооруженная

(Рассказ по схеме с использованием аппликации построения войска)

а) Телохранители - личная охрана фараона, которая в основном состояла из чужеземцев - наёмников, которые за свою службу получали плату из казны и подарки от самого фараона.

А почему фараон не использовал египтян? (Боялся заговоров).

б) Профессиональное войско - это войско, которое состояло из наиболее опытных, знающих свое дело воинов, которые не только ходили с фараоном в военные походы, но и обучали новобранцев бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть топориком и копьем. Они так же, как и телохранители, получали за свою службу плату из государственной казны .

в) Пехота - самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от нее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.

Фараоны уделяли огромное внимание своему войску, всячески поощряли нелегкий солдатский труд, раздавали земли наиболее отличившимся, золотые и серебряные знаки отличия. Воины, трудившиеся на каменоломнях, получали от государства ежедневно - около двух килограммов хлеба, кусок жареного мяса, два пучка зелени.

По вооружению пехотинцы делились на легковооруженную (показ на схеме), у которой были лук и стрелы. Тяжеловооруженную - имевшие копье, топорики и щит.


г) Колесница. В I тыс. до н. э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Появляется колесничье войско. (Показ). Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Лошади выдавались из государственных конюшен. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу.

В чем преимущество колесниц перед пехотой? (Скорость, стремительность, внезапность)

д) Египетская армия состояла из нескольких соединений по 5 тыс. человек в каждом. 4 тыс. - пехота и 1 тыс. - колесничих. При Тутмосе было 12 соединений.

Сколько же воинов насчитывала его армия?

(Работа с аппликацией)

Как вы думаете, почему я расставила именно так египетскую армию? (Именно такое построение было при больших военных походах)

Кого здесь не хватает? (Фараона).

Как вы думаете, где он будет находиться? (Впереди войска).

Вот так выглядела армия во время военных походов. А как же осуществлялись военные действия? Мы сейчас услышим рассказ об одном из больших сражений.

(Рассказ ученика)

Закрепление: по схеме и аппликации рассказать структуру египетского войска.

2. Куда и зачем посылали воинов египетские фараоны? Одним из таких и был Тутмос, который правил 1500 тыс. лет до н. э. Именно при нем были успешными военные походы.

Сколько лет назад это было?

(Работа с аппликацией на исторической карте).

Южнее Египта находилась страна Нумибия. Она славилась золотыми рудниками.

К западу от Египта жили ливийцы, обладавшие стадами коров, коз и овец.

На северо-востоке, в Азии, совсем близко от Египта, находился Синайский полуостров.

Он был богат залежами медной руды.

Почему Тутмос так легко покорял государства и вывозил оттуда все, что ему было необходимо? (Сильная армия; государства, которые он покорял, не были едиными).

На севере находились Палестина, Сирия и Финикия. Эти государства уже были наслышаны о завоевательских походах Тутмоса, и чтобы защитить себя, они создали военный союз, но и это не испугало фараона. О том, как он совершил поход через горы, вы узнаете из египетской летописи. (Учебник стр. 46)

(Работа с историческим документом)

Что помогло Тутмосу взять город Мегиддо?

Египетские воины возвращались от северных соседей с богатой военной добычей: древесина, шерстяные ткани, украшения

(Закрепление военных походов проводится по контурной карте)

Из каждой страны они привозили то, что им было необходимо. А какой один и тот же товар они привозили из всех стран? (Рабов.)

Они называли их «живой - убитый».

Как вы думаете, почему их так называли?

А как вы думаете, кто больше всего страдал из-за военных походов?

А кто был заинтересован в них и почему?

(Показ инсценировки «Диалог фараона и вождя»).

В: Я имею власть над людьми и могу их наказать по своим законам.

Ф: А я имею власть, данную мне богом. У меня всегда порядок, мои поданные живут в страхе, если они будут нарушать мои законы, значит прогневят бога.

В: Вчера мы совершили кровную месть своим соседям, так как они убили моего соплеменника.

Ф: А я иду на своих соседей всей армией и забираю все, что мне необходимо. Власть и богатство - вот моя цель.

Кто вел беседу?

Почему вы так думаете?

(Учащиеся вместе с учителем делают вывод о причинах и целях военных походов).

Для осуществления своих целей фараон забывает о простых воинах, которые ради достижения его цели идут в длительные походы, оставляя свою семью, землю, которая за время их отсутствия приходит в негодность. Полученные во время сражений раны, сокращают им жизнь, ведь раненый вождь не нужен фараону. И если кто-то вздумает оказать неповиновение от вельможи до простого ремесленника, их ждет смерть, как и раба невольника. Ведь цель фараона - богатство и власть.

Так подходят ли слова эпиграфа к нашему уроку?

IV . Домашнее задание для учащихся.

Выполнить пересказ параграфа 9 и ответить на вопросы к тексту. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Военный поход» от имени любого участника.

IV. Подведение итогов и оценка работы учащихся вместе с ассистентами.

    С какой целью египтяне на стенах гробниц изображали вельможу, его семью и слуг?

    Какие поручения давал вельможам фаораон?

    Географическое положение Египта.

    Разве можно одеть сразу два головных убора? А один египтянин именно так и поступил. Кем он был?

    Из древних записей мы узнаем, что в Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать и два куска ткани. Почему был возможен такой, на наш взгляд, неравноценный обмен?

Сегодня мы продолжим наше путешествие в Древний Египет и поговорим о военных походах. Тема урока: Военные походы фараонов.

План:

    Войско фараонов

    Завоевания фараонов

    Последствия завоевательных походов

1. Египетские фараоны стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства. С помощью кого или чего это можно было сделать? (С помощью армии и в результате военных походов.)

Около 1500 г. до н.э. Египтом правил фараон Тутмос . В те времена Египетское царство было настолько сильно, что никакие чужеземцы не угрожали ему. Фараоны использовали сильное войско для завоевания новых земель и удержания под своей властью покоренных стран.

Что же представляло из себя египетское войско? Большую часть войска составляла пехота. Набор в войско производили писцы по приказу фараона, каждого десятого юношу забирали в армию, большинство новобранцев было из земледельцев. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть копьем и кинжалом. Ленивых безжалостно избивали палками.

Для изготовления оружия египтяне широко использовали бронзу. Медь (9/10) + олово (1/10)= бронза . Медь и олово – мягкие металлы, а сплав этих металлов, называемый бронзой, намного тверже как меди, так и олова.

Пехота делилась на стрелков из лука – лучников (рис. На с. 44-45) – и копейщиков (рис. На с. 43, 46). Лук был основным видом дальнобойного оружия, стрелы делались из тростника с бронзовыми наконечниками, их носили в особых футлярах – колчанах.

Распространенным оружием для рукопашного боя были боевые топоры. Лезвие топора привязывалось к деревянной рукоятке кожаным ремнем. Щиты пехотинцев состояли из деревянной или сплетенной из крепкого тростника основы, обтянутой кожей. Металлические шлемы были большой редкостью. Обычно воины надевали шапочки из кожи или льна. В пехотном войске насчитывалось до 30 тыс. чел., что по тем временам считалось большим войском.

Фараон и его вельможи сражались в панцирях, которые стоили очень дорого. Панцирь представлял собой длинную рубаху из кожи или льна, которая была покрыта рядами продолговатых металлических пластин, их насчитывалось более 400.

Во главе армии стоял фараон. Во всех важнейших сражениях он лично командовал войском. Льстивые вельможи приписывали фараону все военные победы. Посмотрите на рисунок: на первом плане изображено не войско, а огромная фигура фараона, поражающего стрелами врагов.

Еще задолго до фараона Тутмоса в Египте стали разводить лошадей. Это позволило создать особое колесничное войско, игравшее огромную роль в египетской армии (рис. с. 45, 47). Боевая колесница была небольшой по размерам двухколёсной повозкой, лёгкой и подвижной. В неё обычно впрягали двух коней. Владельцами колесниц были знатные и богатые египтяне: коней им давали из царских конюшен, но колесницы, упряжь, панцири они покупали сами. В сражениях колесницы шли на прорыв, врывались в гущу вражеского войска, вселяя в него ужас. Управлял лошадьми возничий, а стрелял из лука владелец колесницы. От расторопности возничего, его умения править лошадьми, а также умения вовремя прикрыть щитом владельца колесницы зависела жизнь обоих. В колесничном войске было до 2 тысяч колесниц. Оно делилось на отряды по 25 колесниц в каждом. Отряды на колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на противника.

Крупные сражения обычно проходили так: когда посланные вперёд разведчики сообщали о приближении неприятеля, египетское войско готовилось к бою. Вперёд выходили лучники, издалека осыпавшие противника стрелами. Затем мчались колесницы, вносившие беспорядок в ряды врагов. Потом в бой вступали пехотинцы, вооружённые копьями и топориками. Неприятеля, обращённого в бегство, преследовали на колесницах.

2 . Нарисовать картосхему (с. 64). Стрелка к югу от первого порога . Посмотрите на карту учебника (с. 47), какая страна была завоевана при фараоне Тутмосе? Нубия , она была очень богата золотом.

Стрелка от дельты на запад . В какую страну вторгались войска фараонов? Ливия , египтяне угоняли из этой страны стада скота и пленников, которых обращали в рабство.

Стрелка от дельты на юго-восток. Какой полуостров был захвачен войсками фараонов? Синай , богат залежами медной руды.

Стрелка на север . Как называется эта страна? Палестина, Финикия, Сирия . До какой реки доходили владения египтян на севере? Евфрат .

3 . Самые крупные завоевания были совершены фараоном Тутмосом. При нем Древний Египет превратился в сильнейшее государство, его владения на юге доходили до четвертого порога на Ниле, а на севере – до реки Евфрат. Столицей стал город Фивы. После каждого похода тысячи пленников превращали в рабов и отправляли строить гробницы, ухаживать за садами и виноградниками, обслуживать фараона и богачей.

Одних египтян войны обогащали: фараоны делились добычей с военачальниками и колесничими, щедро одаривали их землями и скотом, рабами, драгоценностями, тканями. Вельможи становились еще богаче.

Других египтян длительные войны доводили до обнищания. Земледельцам приходилось надолго покидать свои селения, их хозяйства приходили в запустение. Т.о. войны разоряли основное население страны – его тружеников. Вот почему фараоны постепенно перешли к набору в войско чужеземцев-наемников среди соседних народов Азии и Африки. Предположите, в каких случаях фараоны охотнее использовали наемников, а не войско из египтян. (Наемников часто использовали в царской охране, для подавления восстания земледельцев и рабов.)

По своим боевым качествам наемное войско отличалось от египетского войска. Какими качествами оно превосходило египетское войско? В каком отношении уступало ему? В какой обстановке могло оказаться менее надежным? Выслушав догадки, учитель кратко характеризует оба вида войска. Земледельцев, взятых в войско фараона, обучали, и они становились лучниками или копейщиками. Однако и в походе их мысли оставались в родной деревне. Думали они не столько о предстоящих боях, сколько о семье и хозяйстве. Один, например, беспокоится, что не успел замазать глиной щели в сарае для быков, другой вспоминает, что наступило время уборки урожая, его волнует, справятся ли жена и дети с жатвой. Война для наемников была единственным занятием, их профессией. Поэтому наемное войско часто превосходило своими боевыми качествами, умением сражаться, преследовать противника, брать штурмом крепости. Но, предположим, враги напали на Египет. Какие войска - наемные или египетские - будут мужественнее защищать страну и почему?

Д.з. § 9, вопросы и задания. Заполнить таблицу «Результаты военных походов».

Захваченные территории

Богатства

Рабы – бесплатная рабочая сила

Укрепление власти

Награды фараона

Новые земли

Пленники-рабы

Богатства

Тяготы походной жизни

Раны в сражениях, смерть

Оторванность от дома

Небольшая добыча

Запущенные хозяйства

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: