Синквейн помещиков из мертвых душ. Коробочка ("Мертвые души"): характеристика по плану

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА

Это интересный прием технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо). «Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, каждая из которых имеет свое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я – осмысленная фраза; 5-я – одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному». Ребята должны в нескольких словах выразить суть проблемы.

На разных этапах урока использование синквейна имеет разные цели.

В старших классах на стадии «Размышления» (термин РКМЧП) после изучения темы о помещиках из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» с помощью синквейна можно обобщить информацию. Ученики пытаются ответить на вопрос: «Почему Манилова (Коробочку, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина) можно назвать «мертвой душой»? Ответив на этот вопрос для себя, школьники объединяются в группы в соответствии с выбранным литературным персонажем и составляют синквейны. Представляем первые результаты групповой работы:

Манилов

Ленивый, бесхозяйственный.
Мечтает, сидит дома, ничего не делает.
Почему он такой?
Потому что «мертвая душа».

Ноздрев

Хвастливый, драчливый.
Играет в карты, пьет и врет.
Страсть к чему угодно.
Почему он такой?
«Мертвая душа»!

Плюшкин

Скупой, жадный, пустой.
Все копит, но не для себя.
Когда-то был живой,
А теперь «мертвая душа»!

Коробочка

Хозяйственная, дубинноголовая.
Все копит, копит, копит.
Зачем она копит?
Никто не знает.

Собакевич

Большой, неуклюжий, жадный.
Думает, понимает и обманывает.
Почему он такой?
Потому что «мертвая душа».

Как показывает опыт, синквейн полезен как средство творческого самовыражения во время эмоциональной паузы на уроке в средних (но иногда и в старших) классах. Ведь именно с этого возраста нужно воспитывать тонкого и вдумчивого читателя, закрепить в сознании учеников, что заниматься «художественным творчеством» интересно. Такая работа вселяет уверенность, раскрепощает. В этом случае ученику не помешает поощрение.

Индивидуальные творческие работы могут сочетаться с групповой работой. Приведем несколько работ, написанных учениками.

Котенок

Пушистый, маленький комочек.
Жалобно мяукает, мечется и ждет.
Где же мама-кошка?
Погулять ушла.

Баира Ч., 8-й класс

Хрупкое, нежное.
Ищет, находит, уходит.
Оно у каждого свое.
Где его найти, не знает никто.

Ирина Д., 7-й класс

Любимая, прекрасная.
Поддержит, поймет, отзовется.
Кто она?
Подруга вечная мужчины!

Баир Д., 9-й класс

Узон

Светлый, прекрасный.
Живет, растет, цветет.
Кто в нем живет?
Добрый народ!

Долгор Д. и Ирина Д., 7-й класс

ХОККУ (хайку)

Это японская стихотворная форма, трехстишие в 17 слогов (5–7–5). Обычно хокку можно разделить на две части – одна строчка плюс две или две плюс одна. Связаны эти строчки не логически, а по ассоциации. Искусство писать хокку – это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Оно подчиняется определенным правилам, и очень строгим. Главное в этих стихах – намек. В стихотворении содержатся картины, выразительные детали, а читатель по ним восстанавливает целый мир. Можно раскрыть секреты их построения, использовать трехстишие во время эмоциональных пауз на уроке.

Милый человек,

Живи, трудись, не ленись.
Ведь твоя же жизнь!

Эрдэм О., 8-й класс

Цветок засохший.

В сердце грусть и печаль.
Осенняя пора.

Сэсэгма Д., 11-й класс

Ребята получили задание написать хокку по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк». Это – непростое задание. Оно активизировало воображение восьмиклассников, помогло осмыслить впечатление от прочитанного. Хокку получилось не у всех. Работы восьмиклассницы Альбины Б. объединяет глубокое проникновение в смысл рассказа.

Бирюк угрюмый.
Почему же он такой?
Виновата жизнь.

Надвигалась гроза.
Огромная туча
Впереди шла.

У бирюка дочка,
Хорошенькая девочка.
Все умеет делать.

ЦЗАЦУАНЬ

Комические изречения китайских писателей, известные с IX века, представляют собой перечень ситуаций, объединенных одним названием. Например, называется ситуация Жалко – и далее перечисляется, что жалко... Еще примеры – названия ситуаций: Очень напоминает , Выводить из себя и т.п.

Жалко,
когда засыхает цветок;
когда тратишь попусту время;
когда люди теряют работу.

Сэсэгма Д., 11-й класс

(от франц. слов рифмованные концы )

Это – стихотворение, сочиняемое на заданные рифмы.

Серенькие мышки
Купили три книжки .
Одну начали читать ,
А остальные жевать .

Ирина Д., 7-й класс

Жили мышки,
Любили книжки ,
любили читать ,
Но больше всего жевать.

Настя Н., 6-й класс

Слушают маленькие мышки
интересные книжки,
не умеют читать,
но умеют жевать.

Арюна Ж., 6-й класс

СТИЛИЗАЦИЯ

Думается, что учитель должен использовать любую возможность обратиться к личному опыту ребенка, вовлекая его в учебную деятельность. Творческая работа в жанре подражания – одна из возможностей для школьника раскрыть свои способности. Ученик, осваивая художественную форму, вкладывает в нее свое содержание. Работая над содержанием, ученик как бы пропускает через себя авторскую идею и стиль, учится смотреть на мир глазами другого человека, в то же время оставаясь самим собой. Школьник выходит на высокий уровень «творческого заимствования». Это этап активного усвоения внешней формы произведения, когда ученик наполняет его своим содержанием. Учитель здесь выступает в качестве консультанта. Необходима подготовка к выполнению такого задания: провести стилистический анализ текста, которому надо подражать; выявить, объяснить особые приметы жанра, эпохи и научить находить их в тексте художественного произведения.

Сказание о Баторе Улан-Заргантае
и гигантской Ящерице

(Опыт стилизации ученицы из села Узон)

Это случилось на прекрасной агинской земле,
Когда баторы совершали свои подвиги славные.
В давние времена, когда царило вечное лето,
Когда озера были маленькими лужицами.

Сундуки свои старинные откроем,
О достойнейшем расскажем –
Об отважном баторе Улан-Заргантае.

Пока не покатилось солнце за гору,
Почему бы нам сказание не послушать.

Да в степи да в широкой долине
Пас коров и овец один молодец.
Звали-то его Улан-Заргантай,
Улан-Заргантай да Узонский.

Пастух-то начал пасти скот
Да и во утро, в утренешенько.
Захотелось-то ему пити да кушати.

Оставлял он свой скот да у реки,
Да у реки Улановки.

Запрыгнув на свою лошадку да богатырскую,
Богатырскую, сильнейшую,
Поехал-то на ней домой да неподалеку.
Вернулся наш Улан-Заргантай да Узонский
К своему стаду да к скоту.
В долине трава расстилается,
В низине река бурлит,
Волны вздымаются.

Слушает он – птицы не поют.
Видит он – овцы испуганы,
Испуганы да стоят.

А за ними коровушки,
Коровушки да мертвушки.
Подле них да мертвушек
Следы большие да звериные.
Начал-то Улан-Заргантай искать зверя этого.
Скакал он три дня и три ночи.
Подъехал-то он к скалам крутым да крепким.
Вышла да из большущих
Ящерица да с тремя хвостами,
С тремя хвостами да толстущими.
Она-то и скот повалила,
Повалила коровушек да намертво.
Улан-Заргантай решил убить эту Ящерицу,
Эту Ящерицу да сильную.
Бились они три дня и три ночи.
Наконец Улан-Заргантай свалил последний хвост;
Ящерица та просила батора,
Просила о том, чтоб ее в живых оставил,
В живых оставил да в здравии,
Но батор не простил ее,
Ее да с ее грехом.
В честь Улан-Заргантая,
Улан-Заргантая да Узонского
Назвали эту местность Улан-Заргантай.

Бутид Д., ученица 7-го класса

Сотворческие отношения ученика и учителя, общение с людьми, хорошо знающими и собирающими местный фольклор, – всё это даёт детям пищу для развития своих творческих способностей. Такая творческая встреча произошла у ребят и старожилов села. На ней из сказок, сказаний, стихов был составлен полный текст сценария литературного вечера «В мире сказки».

Сказка «Небесная Номин, или Голубая бабочка»

Высоко-высоко в небе за белыми пушистыми облаками жила маленькая девочка. Ее звали Номин, что значит «Бирюза». Она была прелестной, доброй. Долгие годы она мечтала попасть на Землю, но не могла ослушаться своих родителей. И однажды подул очень сильный ветер. Так сильно подул, что разогнал все облака. Номин стала падать, испугалась, но успела схватиться за облачко. Но оно перевернулось из-за сильного ветра, и девочка полетела дальше. Она падала на Землю с головокружительной скоростью. И надо же было случиться такому, что в это самое время летели белоснежные лебеди. Один лебедь пожалел ее и посадил на свою спинку. И наша прелестная девочка полетела с ним в теплые края. Долго летел лебедь. Наконец он высадил ее на лугу среди красивых цветов. Номин была так благодарна этой большой птице, если бы не лебедь, то она могла бы умереть. Она от всей души радовалась, что наконец-то исполнилась ее заветная мечта. Она порхала от цветка к цветку и все время пела и танцевала. Затем Номин выбрала самый красивый цветок и стала жить в нем.

С тех пор голубые бабочки порхают от цветка к цветку, радуя нас своей неземной красотой.

Цындыма Цыриторова, 5-й класс

Отметим, что весьма важно публичное признание достижений ребят, чему способствует участие в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня. Наиболее удачные работы учеников помещаются в нашей школьной газете «Класс!».

Ц.Л. ДОНДОКОВА,
Узонская средняя школа,
Читинская обл.

1 Запишите сегодняшнее число и тему урока.

Задача нашего урока состоит в том, чтобы найти то общее, что роднит помещиков, ответить на вопрос, почему они объединены в одну галерею типов, хотя каждый из них обладает своей, резко обозначенной индивидуальностью. Тип - это образ, содержащий характерные черты какой-либо группы людей. Употребляя слово «тип», мы имеем в виду то свойство персонажа, которое позволяет в нём увидеть многих знакомых людей. К героям «Мёртвых душ» это имеет непосредственное отношение.

Сейчас мы рассмотрим галерею образов помещиков, которых посещает Чичиков, с точки зрения прогрессирующего морального оскудения личности, происходящего, по мысли Гоголя, в результате потери связи человека с человечеством и привязанности его к собственности.

Для этого вы готовили домашнее задание, выявляя способы и приемы типизации, делали выписки из текста по следующему плану:

А) описание деревни и усадьбы;

Б) портрет помещика, его речь, занятия, интересы;

В) отношение помещиков к Чичикову, их реакция на куплю-продажу «мертвых душ».

Заслушаем сообщения представителей из групп с показом презентаций.

2. Анализ образа Манилова.

Кого из помещиков Чичиков навещает первым? Слайды.

Задание:

Какая деталь в описании героя является преобладающей?

Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

(Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.)

С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?

(Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.)

Какова отличительная черта Манилова?

(Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.)

(Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него предпочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.)

Вывод.

Вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

3. Анализ образа Коробочки. Слайды.

Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

(Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!”

Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.)

Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

(Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.)

Каково положение крестьян у Коробочки?

(Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.)

Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.

(Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.)

Что сделало Коробочку такой?

(Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.)

Вывод:

“Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

4. Анализ образа Ноздрёва. Слайды.

Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?

(В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.)

Какова речь героя?

(Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.)

Каковы жизненные цели Ноздрёва?

(Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”)

Вывод.

В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

5. Анализ образа Собакевича. Слайды.

Какие детали- вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

(Описание господского дома: “…виднелся деревянный дом с мезонином… “…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.

Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами.)

Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

(В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.

Что поражает в портрете Собакевича?

(В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;

“Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”

“Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”)

Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?

(Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.

“Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.)

Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.

Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.

6. Анализ образа Плюшкина. Слайды.

Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.

Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”?

Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

(Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.)

Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.

Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…

Вывод.

Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки.

Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

(Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков. Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения. Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.)

Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.

Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.

Конспект урока для 9 класса на тему «Мёртвые души»

Цели урока : 1)проверить знания учащихся, 2)создать ситуацию успеха и доверия, 3)дать возможность учащимся проявить себя как в устной, так и в письменной речи, 4)учиться объективно оценивать свои знания, 5)наглядно увидеть результаты своего труда на предшествующих уроках, при выполнении домашних заданий и, конечно, внимательного, серьёзного, сосредоточенного, «активного» чтения поэмы Н.В.Гоголя.

Условия проведения зачёта: 1) зачёт состоит из 8 заданий, каждое отдельно выдаётся учащему по ходу урока, 2) оговариваются условия его выполнения и оценка по 5-балльной системе, 3) после выполнения и последующей проверки каждого задания ученик отмечает на графике (который начерчен отдельно на конверте – «Портфолио», куда ребята складывают свои задания — достижения) полученную отметку, где по одной оси – номер задания, а по другой – отметки от 0 до 6 (так как при проверке ученик, давая устный ответ на вопрос по своему желанию, может получить дополнительный балл и приплюсовать его к уже имеющемуся), 4) потом все точки — отметки соединяются, получается кривая линия – результат урока — зачёта, 5) подсчитывается средний балл – итоговая оценка за зачёт, 6) все свои работы ребята складывают в большой конверт, который является их «Портфолио» по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Ход урока.

1 ЗАДАНИЕ. НАЙДИ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС.

1-Беседка в имении Манилова называлась: А-храм одинокого рассуждения, Б — храм единого уединения, В-храм уединённого размышления .

2-В гостиной Коробочки висел портрет: А-Кутузова , Б — Пугачёва, В-Жукова.

3-В своём имении Ноздрёв отлично себя чувствовал, как отец среди семейства: А — в конюшне, Б -в псарне , В -в свинарнике.

4-У Собакевича была привычка: А – наступать на ноги, Б – толкаться локтями, В – шевелить ушами.

5-У Плюшкина было крепостных: А – 500 душ, Б – 100 душ, В – 800 душ.

Примечание: учитель называет правильные ответы (за каждый правильный — 1 балл), после проверки желающий может их объяснить, подбирая доказательства из текста произведения, что даёт возможность ученику получить дополнительный балл.

2 ЗАДАНИЕ. КТО ЧЕМ УГОЩАЛ ЧИЧИКОВА? УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЯ.

1-Манилов. 2 – Собакевич. 3 – Коробочка. 4 – Ноздрёв. 5 – Плюшкин.

А – Сухарь с чаем. Б – Балык и портвейн. В – Варенье из редьки в мёде. Г – Пресный пирог с яйцом. Д – Щи.

Ответы: 1Д, 2В, 3Г, 4Б, 5А.

Примечание: то же самое.

3 ЗАДАНИЕ. КТО ЭТОТ ГЕРОЙ? УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЯ.

1 – Манилов. 2 – Плюшкин. 3 – Собакевич. 4 – Коробочка. 5 – Ноздрёв.

А – И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства.

Б – Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чём он думал, только разве Богу было известно.

В – Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь, сколько не представляй ему доводом, ясных как день…

Г — …крепкий и на диво стачанный образ… держал он его боле вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе…

Д – Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины.

Ответы: 1Б, 2А, 3Г, 4В, 5Д.

Примечание: то же самое.

4 ЗАДАНИЕ. НАЙДИ ОШИБКУ В КАЖДОЙ СТРОЧКЕ И ИСПРАВЬ ЕЁ.

1 – Манилов подарил Чичикову мёртвых душ и ещё одну из своих трубок.

2 – Коробочка продала Чичикову вместе с мёртвыми душами мёд и пеньку .

3 – Чичиков еле унёс ноги от Ноздрёва, прихватив вовремя список мёртвых душ, крепостных Ноздрёва.

4 – Собакевич продал Чичикову не только мёртвых душ мужского пола, но и пять женщин.

5 – Плюшкин написал список мёртвых душ на гербовой бумаге.

Примечание: то же самое.

5 ЗАДАНИЕ. ЧЬИ ЭТО СЛОВА? УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЯ .

1 – Плюшкин. 2 – Ноздрёв. 3 – Собакевич. 4 – Манилов.5 – Коробочка.

А — …ведь я с тебя теперь возьму всего только три тысячи, а остальную тысячу ты можешь мне заплатить после.

Б — …не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю.

В – Ей-богу, товар такой странный, совсем небывалый!

Г — …вы не будете есть в городе, там вам чёрт знает что подадут!

Д – Как же, уж такой знакомый! В школе были приятели.

Ответы: 1Д, 2А, 3Г, 4Б, 5В.

Примечание: то же самое.

6 ЗАДАНИЕ. АНАЛИЗ ЯЗЫКА ОТРЫВКА ИЗ ПОЭМЫ.

«… ровнем – гладнем разметнулась на полсвета. Чудным звоном заливается колокольчик… становится ветром разорванный в куски воздух».

Выпишите из отрывка:

А – гиперболу (разметнулась на полсвета, разорванный на куски воздух),

Б – эпитет (чудным звоном ),

В – градацию (ровнем – гладнем),

Г – олицетворение (заливается колокольчик ),

Д – метафору (становится ветром воздух ).

Примечание: то же самое.

7 ЗАДАНИЕ. КАКОЙ ЧИЧИКОВ? ПОДБЕРИ НЕ МЕНЕЕ 10 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЧИЧИКОВА (синонимы не использовать).

Примечание: за 10-9 прил. – «5», за 8-7 прил. – «4», за 6-5 прил. – «3», за 4-3 прил. – «2», за 2-1 прил. – «1».

Ответы: ловкий, хитрый, предприимчивый, самовлюблённый, жестокий, трудолюбивый, упрямый, наблюдательный, целеустремлённый, настойчивый…

8 ЗАДАНИЕ. СОЧИНИ СИНКВЕЙН, ПОСВЯЩЁННЫЙ ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ».

1 – Поэмы (что такое?) – разоблачение.

2 – Поэмы (какая?) – наполненная смехом сквозь слёзы.

3 – Поэма (что делает?) – описывает Русь, по которой мчится птица – тройка.

4 – Поэма (с каким цветом ассоциируется?) – жёлто – грязного цвета.

5 – Поэма (чем пахнет?) – гнилью и мертвечиной.

6 – Поэма (какая на вкус?) – горько-солёная.

7 – Поэма (какие чувства во мне вызывает?) – ненависть и презрение.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА . Подсчёт баллов. Выставление отметок. Обсуждение содержания урока – зачёта в новой форме.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

    ФИО: Давиденко Елена Васильевна

    Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Каркалайская средняя общеобразовательная школа

    Должность: учитель русского языка и литературы

    Предмет : литература

    Класс : 10

Тема и номер урока в теме : «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», 3 урок в теме «Н.В.Гоголь»

    Базовый учебник : Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс. В 2 ч. М. : Просвещение, 2012г.

    Цель урока : создать условия для формирования знаний учащихся о способах создания образов, понимания и оценки литературных характеров средствами ИКТ и ЭОР.

    Задачи :

- образовательная: обеспечить усвоение учащимися особенностей характеристики помещиков в поэме Н.В.Гоголя средствами ИКТ и ЭОР, помочь увидеть читателям-школьникам мастерство писателя в создании сатирического типа;

- развивающая : способствовать совершенствованию умения выявлять общее и различное в героях, сопоставлять литературных героев через систему познавательных заданий ЭОР; научить создавать текст-рассуждение (характеристика литературного героя), способствовать развитию ИКТ-компетентности учащихся;

- воспитательная : способствовать развитию личностных качеств учащихся, помочь критически взглянуть на себя через призму типичного в образе помещика, научить понимать позицию автора и высказывать свою точку зрения.

Тип урока : урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

    Формы работы учащихся : фронтальная, групповая

Ход урока

1. Стадия Вызова. Мотивация учащихся. Целеполагание.

Мы продолжаем изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». – (слайд №1)

Вспомним, кто подсказал Н.В. Гоголю сюжет поэмы? (А.С. Пушкин)

«Пушкин давно склонял меня приняться за большое сочинение, и, наконец, один раз, после того, как я ему прочёл одно изображение небольшой сцены, но которое поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!»..

Так А.С. Пушкин подарил Н.В. Гоголю замечательный сюжет.

Чем же хорош этот сюжет?

Ответ на этот вопрос даёт сам Гоголь: (слайд № 3):

« Пушкин находил, что сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

О характерах каких героев мы узнаём из поэмы «Мёртвые души»? (О Чичикове, Манилове, Коробочке, Ноздрёве, Собакевиче, Плюшкине)

Как одним словом можно назвать этих героев? (Помещики)- слайд №4 - «Портреты помещиков»

Итак, тема нашего урока «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» - слайд №5

А теперь сформулируйте цель нашего урока. (Раскрыть основные особенности характеров (образов) помещиков в поэме «Мёртвые души». С помощью каких средств писателю удалось так полно и точно изобразить характеры героев, в чём состоит мастерство Гоголя?)

2. Стадия Осмысления.

1) Актуализация знаний (Фронтальная работа)

Давайте вспомним, с кем из помещиков П.И.Чичиков знакомится на балу у губернатора? (С Маниловым, Собакевичем, Ноздрёвым)

Как изображены в 1 главе помещики Манилов, Ноздрёв, Собакевич?

Процитируйте (Учащиеся зачитывают цитаты из 1 главы: 1группа: о Манилове, 2 группа – о Собакевиче, 3 группа – о Ноздрёве)

В какой последовательности Чичиков совершает визиты к помещикам? (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) Учитель чертит на доске схему(лестницу) очерёдности поездок Чичикова к помещикам.

Какова цель этих визитов?

2) Создание проблемной ситуации.

Первый открывает галерею помещиков Манилов. Чтобы вам полнее представить этот образ и поразмышлять над особенностями его характера, я познакомлю вас с мнением критиков К.С. Аксакова и В.Г. Белинского о Манилове. – (слайд № 6)

    «Манилов пошл до крайности, сладок до приторности, пуст и ограничен… Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге, в действительности же избави бог с ними встречаться…»

В.Г. Белинский

    «Манилов, при всей пустоте и приторной сладости, имеет свою ограниченную, маленькую жизнь, но всё же жизнь, - и без всякой досады, без всякого смеха, даже с участием, смотришь, как он стоит на крыльце, куря свою трубку…»

К.С. Аксаков

Итак, мнения противоположные, возникла проблема. Мы попытаемся её решить. Попытаемся внимательно всмотреться в образ, поразмышлять о создании Гоголем такого характера, не пропустив ни одной детали.

На прошлом уроке мы начали работу с концептуальной таблицей. Мы обозначили момент знакомства Чичикова с помещиками, описали, как выглядело их место обитания.

Сегодня мы продолжим работу с таблицей, опираясь на материал урока, новую информацию и ваше знание текста. Сравним портреты, характеры, поведение помещиков и их отношение к просьбе Чичикова.

Концептуальная таблица: (Учащиеся заполняют по ходу урока, работая в группах)- (слайд №7)

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

помещик

Окружающая обстановка

портрет

характер

Отношение к просьбе Чичикова

Манилов

Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно-синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой.

На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами

Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу

Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян

Коробочка

(попал случайно во время дождя)

Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины

Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее

Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями

Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций

Ноздрев (познакомился в городе, встретился в трактире в пути к Собакевичу)

Конюшня, где 2 лошади; пруд; псарня в отличном состоянии: был среди псов как отец семейства; плохие земли; в кабинете висели сабли и ружья, кинжалы, шарманка, трубки

Среднего роста, черные густые волосы, румяные щеки, белые зубы, черные бакенбарды, свеж

Играет в карты, лихач, кутила, любит погулять; дома больше дня не может усидеть; исторический человек, рассказывает небылицы, врёт

«Зачем они тебе? Верно, что-нибудь затеял? Пока не скажешь, не сделаю»; не верит объяснениям Чичикова, называет его мошенником, предлагает купить в придачу коня, собак, шарманку; затеял драку, Чичиков еле-еле убежал от него

Собакевич

(познакомился в городе, ехал по приглашению)

Большая деревня, два леса, деревянный дом с мезонином, крепкие прочные строения, решетки, картины с полководцами

Похож на медведя, фрак медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, цвет лица каленый, горячий

Плохо отзывается о городских чиновниках

«Извольте, я готов продать» (по сту рублей за штуку); «Да вот вы же покупаете, стало быть нужен»; долго торговался: 100-75-50-30-25 рублей; продал по 2, 5 рубля (два с полтиной)

Плюшкин (ехал понаслышке, услышал от Собакевича)

Большое село, ветхость, господский дом похож на дряхлого инвалида, окна были заставлены ставнями или забиты досками; темные холодные комнаты, беспорядок, в углу куча всякого хлама, одна пара сапог для всей дворни, крестьяне убегают от него; имеет больше тысячи душ, во всех углах двора сторожа

Нельзя было определить: баба или мужик; платье как женский капот, на голове колпак; лицо как у худощавого старика, подбородок выступал далеко вперед, маленькие глазки, высоко сросшиеся брови, грязный халат, на шее или чулок, или подвязка; деревянное лицо, нет зубов; мужики прозвали его «Заплатанной»

Ходил по улицам и всё, что ни попадалось ему, тащил к себе; когда-то был женат, сосед заезжал к нему, имел троих детей; жена умерла, старшая дочь вышла замуж за офицера, сын поступил на службу, младшая дочь умерла; превратился в скупого хозяина, морит крестьян голодом; жалуется на нищету, хотя все добро его гниёт

Предложение изумило его; обрадовался (будет доход), согласился продать 78 душ по 30 копеек

3) Просмотр 2-х видеофрагментов из фильма «Мёртвые души» режиссёра М.Швейцера « Манилов» и «Чичиков у Манилова» в исполнении А.Калягина и Ю.Богатырёва.

Обратите внимание на манеры поведения Чичикова и Манилова, на особенности их речи.

Итак, вы посмотрели фрагменты.

Такими ли вы представляли этих героев?

Ваша задача: проанализируйте поведение героев, игру актёров, поработайте с текстом 2 главы, подготовьте устные ответы на вопросы, посовещавшись в группах, и заполните таблицу информацией о Манилове своими словами или цитатами из текста. Распределите обязанности в группе. Кто-то готовит ответы на вопросы, кто-то работает с тексом 2 главы и кратко заполняет таблицу. (слайд №8)

Вопросы для 1 группы : 1. Какую роль в 1-м фрагменте играет музыкальное сопровождение? Каким тоном разговаривают друг с другом супруги Маниловы?

2. Какие черты в характере Манилова отражают его внешность?

Вопросы для 2 группы: 1. Как Чичиков ведёт себя с Маниловым?

2. Как в этой сцене проявляет себя Манилов как хозяин?

Вопросы для 3 группы: 1. Зачем режиссёр при сообщении Чичикова о мёртвых душах вставляет фрагмент грозы и детских воспоминаний Чичикова? Что он этим хочет сказать?

2. Как отреагировал Манилов на сообщение Чичикова?

А теперь сделайте выводы, что типичного в характеристике Манилова? (Озвучивают ответы на вопросы и таблицу)

Вернёмся к высказыванию критиков и отметим, кто из них точнее понял замысел автора.

(слайд № 6)

4)

Учитель предлагает прослушать аудиофрагмент «Диалог Чичикова и Коробочки» в исполнении А.Зуевой и В.Топоркова.

Как исполнение актёров дополняет представление о помещице Коробочке?

Продолжаем заполнять таблицу с опорой на услышанное и текст 3 главы

Сделайте вывод о типичном в образе помещицы Коробочки. (Неуёмная жажда выгоды, бессмысленное накопительство.)- слайд № 9

5) Просмотр отрывка из фильма «Чичиков у Ноздрёва»

Вопросы для 1 группы:

    Каким здесь представлен Ноздрёв?

    Соответствует ли его образ тому, каким вы его себе представляли?

    Какие черты он демонстрирует?

Пока 1 группа работает над этими вопросами, 2 группа заполняет концептуальную таблицу о Ноздрёве (портрет, характер, отношение к продаже мёртвых душ), работая с текстом 4 главы.- слайд №10

3 группа работает с текстом 5 главы

Найдите описание портрета, характера Собакевича и его отношения к просьбе Чичикова о покупке «мёртвых душ». Заполните таблицу.

(Проверка выполнения задания). 1 группа отвечает на вопросы о Ноздрёве и заполняют таблицу по ответу 2 и 3 группы. – слайд №11

Вывод: Типичное в образах помещиков? (Личная выгода, далеки от народа и т.д.)

7) Просмотр видеофрагмента из фильма «Мёртвые души» режиссёра М.Швейцера

« Плюшкин и Чичиков».

Вопрос для 1 группы:

    Какие приёмы использует режиссёр, чтобы акцентировать внимание зрителя на характерных чертах Плюшкина?

Вопрос для 2 группы:

    Какими средствами пользуется Н.В. Гоголь, чтобы раскрыть образ Плюшкина? (опора на текст главы 6 )

Вопрос для 3 группы:

    Каким в данной сцене показан Чичиков? Как ведёт себя Чичиков?

Как он демонстрирует знания человеческой природы?

Проверка выполнения заданий. Дополнение таблицы. – слайд №12

Вернёмся к схеме – лестнице.

Почему помещики оказались именно в такой последовательности на жизненной лестнице? О чём это говорит? Какой вывод можем сделать?

8) Диагностика знаний и умений (Контрольный тест по поэме)

(Самопроверка, взаимопроверка, проверка с помощью презентации слайд-шоу)

    Стадия Рефлексии. – слайд №13

    Составление синквейна «Помещики поэмы «Мёртвые души» (обе группы)

    Название

    3 прилагательных или причастия

    3 глагола

    Высказывание (афоризм) по теме

    Синоним

    Презентация групп. Выводы.

Гоголь вспоминал, когда он прочёл А.С. Пушкину главы из «Мёртвых душ», поэт произнёс голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!». Объясните это восклицание… - слайд №14

    Высказывание Святейшего патриарха Всея Руси Алексия 2: - слайд №15

«Нашим современникам открывается подлинный лик Гоголя как великого духовного писателя России».

Как понимаете это высказывание?

4) Итог урока.

Какова была цель нашего урока?

Удалось ли нам достигнуть цели урока?

Я хочу закончить наш урок вопросом: Возможно ли нравственное возрождение героев?

5. Д/з Этот вопрос и есть тема эссе, которое вы напишите дома. – слайд №16

Приложение к плану-конспекту урока

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Видеофрагмент из фильма «Мёртвые души» - «Чичиков и Манилов»

Мультимедиа

Фрагмент фильма

Аудиофрагмент «Диалог Чичикова и Коробочки»

Мультимедиа

Аудиозапись

ЭУМ Контрольный тест по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Электронный учебный образовательный модуль контрольного типа

Мультимедиа

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: